• 7 сентября 2016

    Необычная логистика


    О том как решаются логистические задачи по перевозке тяжеловесного оборудования с использованием речного, морского и сухопутного транспорта по внутренним водным путям России, ИАА «ПортНьюс» рассказали в одной из ведущих логистических компаний России АО «Инфотек Балтика».

    Многие крупные проекты в России реализуются в том числе в труднодоступных районах. Доставка негабаритных грузов в эти места становится нетривиальной задачей со множеством переменных, и каждая перевозка превращается в отдельный многогранный проект. О том как решаются логистические задачи по перевозке тяжеловесного оборудования с использованием речного, морского и сухопутного транспорта по внутренним водным путям России, ИАА «ПортНьюс» рассказали в одной из ведущих логистических компаний России АО «Инфотек Балтика».

    Компания АО «Инфотек Балтика» занимается организацией доставки проектных грузов порядка 20 лет, однако эта работа особенно активизировалась в последние 5 лет. Так «Инфотек Балтика» привлекалась для решения логистических задач по нефтехимическим проектам ОАО «ОМЗ» для доставки крупногабаритного тяжеловесного оборудования (КТГ) в адрес ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Татнефть», АО «Атомэнергомаш» и др. заказчиков в различных регионах страны.

    В настоящее время «Инфотек Балтика» решает задачи по доставке КТГ для АО «Омский НПЗ» (по договору с АО «Газпромнефть ОНПЗ»). Особенность этой логистики состоит в том, что оборудование производится сразу на нескольких предприятиях, как в России (ОАО «Волгограднефтемаш», ПАО «Ижорские заводы» и филиал «Атоммаш г.Волгодонск»), так и в Китае (Sinopec). Ввиду климатических условий на Северном Морском Пути доставка в г. Омск обусловлена определенными критериями и сжатыми сроками до начала ледообразования на р. Иртыш.


    Логистическая схема выстраивается заранее, при этом не исключаются задержки с поставкой оборудования заводами, что в свою очередь требует применения риск-менеджмента.

    Доставка осуществляется с использованием разных видов транспорта. Так как вышеуказанные российские предприятия расположены вдоль внутренних водных путей, их оборудование перевозится к речным причалам колесной техникой, где происходит погрузка краном или методом Ro-Ro. Далее КТГ доставляется баржами в порт консолидации г. Санкт-Петербург.

    Например, из цеха ПАО «Ижорские заводы» все запланированное к перевозке реакторное оборудование было доставлено на причал в Усть-Славянке на р. Нева, где было размещено на специальных транспортных тумбах в ожидании дальнейшей погрузки на водный транспорт. Осуществлялась перевозка шести реакторов в одном конвое. В процессе доставки было организовано пересечение двух железнодорожных переездов (в т.ч. переезд высокоскоростного пути на перегоне Колпино – Славянка) Октябрьской железной дороги. Оба железнодорожных переезда были специально дооборудованы для проезда тяжеловесной техники с реакторным оборудованием.

    Для перевозки по внутренним водным путям до Санкт-Петербурга используются баржи «Северо-Западного пароходства» и других российских судовладельцев, речные и морские буксиры. В Санкт-Петербурге груз консолидируется и доставляется для перегрузки на морское крановое судно «Рио де Жанейро» компании Hansa Heavy Lift. Это судно, в свою очередь, перевозит оборудование по Балтике, вокруг Скандинавии и по Северному морскому пути до Обской губы. Судно имеет ледовый класс, к услугам ледоколов прибегает лишь в случае необходимости, так как это значительно повышает стоимость доставки. Северный морской путь становится доступен для таких перевозок лишь с середины Июля (западный маршрут). В Обской губе груз вновь перегружается на речные баржи.

    В те же сроки была организована прямая доставка атмосферной колонны барже-буксирным составом от причала ОАО «Волгогрнефтемаш», через Беломоро-Балтийский канал и СМП в Омск.


    Оборудование с китайского предприятия (реакторы и колонны для переработки нефти) было погружено в Шанхае на морское крановое судно Mirabella компании Jumbo Shipping. Далее груз следует через Берингов пролив по Северному морскому пути и также перегружается на баржи, которыми перевозится до Омска. Восточный маршрут Севморпути открыт для перевозки с конца августа.

    Как и в остальных случаях, все этапы работ, связанные с логистикой по доставке  тяжеловесных грузов, потребовали  разработки отдельных инженерных проектов, которые были осуществлены как собственными специалистами АО «Инфотек Балтика», так и с привлечением ведущих специализированных организаций.

    Перегрузка оборудования в Обской губе производится на рейде ввиду дефицита причальной инфраструктуры. Используются баржи, причем для перевозки тяжеловесного оборудования их пришлось переоборудовать для выгрузки методом Ro-Ro. Организация перегрузки в Обской губе потребовала тщательной проработки, подготовки и  доставки необходимого крепежного материала, организации проживания и содержания такелажной бригады на судне снабжения.

    В Омске для выкатки оборудования с барж используется причал Ro-Ro, причем для каждого оборудования  весом от 100 до 600 тонн  разрабатывается отдельный инженерный проект по выгрузке, т. к. в противном случае существует риск повредить баржу.  Далее до места доставки оборудование перевозится модульной колесной техникой. Маршрут следования наземной техники с грузом заранее прорабатывается и обследуется на наличие препятствий и способы их устранений.

    Всего в рамках проекта для Омского НПЗ должно быть перевезено 8 ед. тяжеловесного оборудования из Китая, 17 ед. из России, включая атмосферную колонну, доставляемую исключительно по внутренним водным путям России.

    В следующем 2017 году АО «Инфотек Балтика» планирует выполнять подобные проекты по доставке тяжеловесных грузов, но каждый из них - уникален и будет требовать отдельных логистических и инженерных решений.

    Виталий Чернов.

    Статья опубликована в очередном номере издания  «ПортНьюс. Портовый сервис» >>>>

Еще больше интересного отраслевого контента на наших страницах в соцсетях: в FaceBook, канале в YouTube, паблике в Telegram, странице в Twitter и канале в Яндекс.Дзен