• 17 июня 2016

    Через тернии к морю

    Основным лейтмотивом XX Петербургского международного экономического форума стало стремление вывести из кризиса экономику за счет технологического прорыва и структурных изменений. Нефтегазовые компании заявили о высокой рентабельности арктических проектов, а железнодорожники пообещали довести до конца все начатые проекты, в качестве одного из приоритетов выделив подходы к портам Южного бассейна.

    Новое для старого


    В своем выступлении в ходе XX Петербургского международного экономического форума президент России Владимир Путин сделал акцент на необходимости приоритетного развития высокотехнологичных сегментов экономики. Для проведения необходимых для этого преобразований в стране в ближайшее время будет создан Совет по стратегическому развитию и приоритетным проектам, который возглавит сам президент. Президиум указанного Совета возглавит председатель правительства России Дмитрий Медведев.  Совет займется ключевыми проектами, направленными на структурные изменения в экономике и социальной сфере, в том числе в области поддержки экспорта.

    Нет сомнений, впрочем, что основным драйвером российской экономики в ближайшие годы будет оставаться нефтегазовая отрасль, которая простимулирует инновации и развитие технологий, необходимых для освоения труднодоступных месторождений углеводородов, спрос на которые в мире продолжит расти в долгосрочной перспективе.


    Говоря о перспективном развитии нефтегазовой отрасли России, в первую очередь стоит говорить об Арктике. Так, по словам президента ОАО «НК «Роснефть» Игоря Сечина, одни только запасы месторождений шельфа Карского моря сравнимы со всей ресурсной базой Саудовской Аравии.

    Впрочем, существует мнение, что добыча в Арктике при низких ценах на нефть становится нерентабельной. Однако, по словам выступившего на Форуме генерального директора ПАО «Газпром нефть» Александра Дюкова, инвестиции в добычу нефти в Арктике хорошо окупаются. «Эти инвестиции (в арктические месторождения - Ред.) не просто могут окупиться, они окупаются. Если взять Приразломное, то удельный OPEX составляет $11 за баррель, совокупно OPEX с CAPEX - $20 за баррель, а при выводе «на полку» OPEX и CAPEX составит $7 за баррель. По Новопортовскому месторождению удельный OPEX составляет $3 за баррель, при выводе «на полку» составит $2,5 за баррель», - рассказал Александр Дюков. В свою очередь Игорь Сечин отметил, что ключевой параметр, определяющий добычу нефти в России - это фискальные условия, а не цены на нефть. Средняя себестоимость добычи нефти в России с учетом транспортной составляющей, по данным главы «Роснефти», составляет не более $10 за баррель. Игорь Сечин также заявил о смене технологического уклада в нефтегазовой отрасли, требующей инновационных подходов, а также повышении роли транспортного сектора в ней.

    Отметим, что на фоне этих заявлений в Санкт-Петербурге был спущен на воду самый мощный на данный момент атомный ледокол «Арктика», что продемонстрировало готовность отечественной индустрии отвечать на имеющиеся вызовы.

    Также в ходе Форума «Роснефть» и итальянский судостроительный комплекс Fincantieri договорились о сотрудничестве в области проектирования нового типа судов, строительство которых будет осуществляться в рамках судостроительного комплекса «Звезда» в Приморском крае.

    В свою очередь, российская танкерная компания ПАО «Совкомфлот» и Банк ВТБ  в рамках Форума заключили соглашение о проектном финансировании строительства арктического танкера-газовоза для проекта «Ямал СПГ» на сумму $260 млн. Данный газовоз по своей мощности в 45 МВт сам сопоставим с мощным атомным ледоколом. Кроме того, «Газпром нефть» и «Совкомфлот» заключили меморандум о взаимопонимании в области поставок судовых масел.

    Железные обещания


    Развитие экономики невозможно и без расширения пропускной способности железнодорожной инфраструктуры. Выступивший на Форуме президент ОАО «РЖД» Олег Белозеров заверил, что все заявленные проекты, реализация которых уже началась, будут доведены до конца. Впрочем, во многие проекты придется внести корректировки.

    «Мы по всем направлениям проводим сейчас уточнения. Приоритеты, которые я бы выделил, это развитие портовой инфраструктуры на юге, развитие коридоров Север-Юг. И это планы работы не только на территории Российской Федерации..., но в том числе работа с Азербайджаном, Ираном в части транзита. Мы сейчас ведем переговоры о перевозке грузов через Азербайджан, Иран в Европу. Хочу напомнить, что прирост валового продукта в странах Азии превышает в 1,5 прирост продукта в развитых странах, а обмен растет в разы... Мы видим потенциал развития в транспортных коридорах... и именно на этих направлениях мы сейчас сконцентрировались», - рассказал Олег Белозеров.

    В этом контексте также можно отметить подписание в ходе Форума соглашения о намерениях между группой НМТП и ФГУП «Росморпорт» по проекту сухогрузного района порта Тамань - крупнейшего портового проекта Южного бассейна.



    По словам Олега Белозерова, в последнее время изменились направления перевозок грузов железной дорогой. Если раньше они, преимущественно, перевозились в западном направлении, то теперь наблюдается активный прирост объемов перевозок в восточном. В этой связи принципиально важным является расширение пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, без чего говорить о развитии торговли со странами Азиатско-Тихоокеанского региона проблематично. Глава РЖД сообщил, что срок реализации этого проекта сдвинулся на 1 год - до 2019 года. «Проект (расширения пропускной способности - Ред.) БАМа и Транссиба изначально планировался к реализации в 2018 году. Мы более четко сейчас с нашими партнерами (производителями, добывающими предприятиями) состыковали графики и посчитали, что нам вместе будет более выгодно чуть-чуть, на один год, сдвинуть срок реализации до 2019 года. В этом году мы реализуем программу по БАМу и Транссибу более, чем на 111 млрд руб., основной упор мы будем делать на следующий год. Все деньги в нашу инвестиционную программу заложены», - рассказал Олег Белозеров.

    Традиционно в ходе Петербургских международных экономических форумов формулируется суть имеющихся тенденций и задается вектор на будущее. В этот раз этот вектор можно сформулировать  в двух терминах: «инновации» и «инфраструктура». И с тем, и с другим Россия в целом справляется, хотя и не так быстро и легко, как хотелось бы в идеале.

    Виталий Чернов.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен