
-
6 октября 2014
Бессильна ли «Сила Сибири»?
Аналитики сомневаются в перспективах российских экспортных поставок газа с сибирских месторождений, в том числе через завод по сжижению во Владивостоке. По подсчетам экспертов, газ будет слишком дорогим и потому не сможет конкурировать с поставками из Австралии и других стран. На этом фоне «Газпром» намерен продвигать развитие внутреннего спроса на газ в качестве моторного топлива.
А у нас в Сибири газ...
«Газпром» намерен соединить газопроводом «Сила Сибири» Якутский и Иркутский центры газодобычи с выходом на Хабаровск и далее порт Владивосток, где планируется построить завод по сжижению газа (Владивосток СПГ). Во Владивосток по действующим газопроводам также может поставляться газ из сахалинских месторождений (проекты Сахалин 1-3). Протяженность «Силы Сибири» составит около 4 тыс. км, газопровод планируется построить к концу 2017 года. По замыслу, он также позволит наладить поставки газа в Китай.
Также существует проект соединения указанных центров газодобычи с трубопроводами, ведущими в европейскую часть России и далее в Европе. Таким образом, «Газпром» намерен диверсифицировать направления поставок газа, обеспечив возможность его экспорта как в Китай, так и в Японию, а в случае необходимости – в Европу.
При этом политическая составляющая в разговорах о «восточном векторе» поставок очевидна в контексте обострения отношений с Европой. Так, по мнению руководителя аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александра Пасечника, «Газпром» тоже встал на путь диверсификации рынков сбыта, причем стратегически ставка сделана на восток, и это обстоятельство европейцы должны все глубже понимать. Если посмотреть дальше, то за паритетом поставок восток -запад, ожидаемым в 30-ых годах, предпочтение РФ может остаться за куда менее политизированными, чем Европа, странами АТР».
Тем не менее, ряд аналитиков ставят под сомнения экономическую рентабельность всего этого грандиозного проекта. Проблема заключается в отдаленности Иркутского и Якутского центров от морских портов и стран-потребителей и как следствие – высокой себестоимости газа.
Так, по мнению, высказанному в ходе IV Международной конференции «Нефть и газ Ямала и Карского моря» в Москве партнером консалтинговой компании RusEnergy Михаилом Крутихиным, Китаю российский газ вообще не слишком нужен, поскольку эта страна имеет диверсифицированные источники поставок голубого топлива и помимо России.
Что же касается поставок газа через проект Владивосток СПГ, то, по приведенным Михаилом Крутихиным подсчетам, цена на СПГ по данному проекту, даже с учетом налоговых преференций, составит $16 за 1 млн британских термических единиц (btu) при том, что по прогнозам, цена в Японии в среднесрочной перспективе составит $12-$14 за 1 млн btu. Таким образом, проект выглядит нерентабельным, особенно на фоне наращивания прогнозных объемов производства СПГ такими странами, как Австралия, Канада и США, где рентабельность «считается» намного лучше.
Сомневается аналитик и в перспективах экспорта газа из Якутского и Иркутского центров газодобычи в Европу из-за слишком большого «транспортного плеча».
Как бы то ни было, но в феврале 2013 года результаты «Обоснования инвестиций в проект строительства завода СПГ в районе г. Владивостока» правлением компании, и проект перешел в инвестиционную стадию реализации. В марте 2013 года утверждены План мероприятий по реализации проекта строительства завода СПГ и План работ по подготовке ресурсной базы для проекта. Для реализации проекта создана компания специального назначения.
Проект предполагает строительство в районе г. Владивостока завода по производству СПГ мощностью не менее 15 млн тонн СПГ в год. Первую линию мощностью 5 млн тонн в год планируется ввести в 2018 году. По нашему мнению, проект может и не пойти дальше первой очереди и будет ориентирован на сжижение именно сахалинского газа. А его реализация объясняется не столько экономическими, сколько политическими соображениями демонстрации «разворота в Азию».
Тем не менее, что-то делать с сибирским объемом газа все же нужно, а потому, вероятно, «Газпром» вновь активизировал разговоры о расширении использования природного газа в качестве газомоторного топлива внутри страны. Так, в частности, компания намерена строить газопровод в Крым, благодаря чему рассчитывает произвести хотя бы частичную замену нефтепродуктам на полуострове, поставка которых ограничена возможностями Керченской переправы. Более подробно об этом мы писали ранее >>>> А на днях в Санкт-Петербурге созывается конференция, посвященная перспективам развития газомоторного топлива в России.
Виталий Чернов.
-
25 февраля 2021
https://www.kommersant.ru
Инвесторы впали в Минтрансовое противостояние
Участники рынка выступили против новых портовых правил.Инвесторы впали в Минтрансовое противостояние
-
24 февраля 2021
https://sputnik.by
Литва не оставила Лукашенко выбора: эксперт об уходе
Литва сделала неизбежным уход всего белорусского грузопотока из Клайпеды вплоть до банкротства портаЛитва не оставила Лукашенко выбора: эксперт об уходе
-
20 февраля 2021
https://newinform.com
Экономист объяснил, почему Прибалтика осталась без белорусского транзита
Переориентация белорусских грузов на российские порты негативно отразится на экономике стран Прибалтики и УкраиныЭкономист объяснил, почему Прибалтика осталась без белорусского транзита
-
20 февраля 2021
https://www.kommersant.ru
Анастасия Веденеева о решении проблем судоходства в Нижнем Новгороде.Шлюз разрубит гордиев узел
-
19 февраля 2021
https://www.kommersant.ru
Сухогрузы уходят в дальний рельс
Новым портам могут дать приоритетный доступ к сети ОАО РЖДСухогрузы уходят в дальний рельс
-
18 февраля 2021
https://moika78.ru
В Петербурге корабли строить некому
Верфи заманивают рабочих зарплатами почти вдвое выше средних по городуВ Петербурге корабли строить некому