• 13 декабря 2006

    Николай Решетов: “У нас хорошие шансы войти в “белый список”


    Морским судам в ближайшее время будут присваиваться специальные знаки экологической безопасности. Российский морской регистр судоходства не так давно завершил разработку проекта "Руководство по оборудованию судов на соответствие знакам в символе класса ЭКО и ЭКО проект". О том, где и как судовладелец может получить знак ЭКО для своего судна, корреспонденту ИАА "ПортНьюс" рассказывает генеральный директор Российского морского регистра судоходства Николай Решетов.

     

    - Николай Алексеевич, что собой представляют знаки ЭКО и ЭКО ПРОЕКТ, которые Регистр планирует присваивать судам?

     

    - Наступило время, когда началось активное освоение новых месторождений углеводородного сырья в районах Крайнего Севера. Естественно, это привело к увеличению объемов перевозок нефти танкерами в районах Балтийского и Северного морей. И, разумеется, проблема предотвращения загрязнения воздушной и морской среды в этих условиях становится очень актуальной. Мы понимаем, что для решения вопросов безопасности окружающей среды, необходим комплексный подход. Поэтому Регистр разработал дополнительные требования, которые специально направлены на повышение стандартов безопасности и охраны окружающей среды.
    Требования Регистра разработаны на основании международных документов, касающихся защиты морской среды. Все они поддерживают решения Международной морской организации, требования морских администраций и международной морской индустрии к экологической безопасности судов. При этом у нашего Регистра отдельные положения являются даже более строгими, чем требования соответствующих международных документов.
    Судам, соответствующим новым требованиям, могут быть присвоены дополнительные знаки в символе класса: ЭКО и ЭКО ПРОЕКТ. ЭКО - это знак, который определяет основные требования по контролю и ограничению эксплуатационных выбросов или сбросов для строящихся и уже существующих судов. ЭКО ПРОЕКТ - это знак, который определяет дополнительные требования по контролю и ограничению эксплуатационных выбросов и сбросов. Этот знак определяет дополнительные требования по предотвращению загрязнения в аварийных случаях еще на стадии проектирования судов. Знак присваивается строящимся судам, существующим пассажирским судам, а также судам прибрежного плавания.

     

    - Будет ли это требование обязательным или будет носить рекомендательный характер?

     

    - Получить дополнительные знаки ЭКО и ЭКО ПРОЕКТ можно будет на основе добровольного решения судовладельца. На основании его добровольного решения Регистр Судоходства выполняет освидетельствование судов на соответствие всем перечисленным мною требованиям. Но уже после того, как судам присваиваются эти знаки, соблюдение требований Регистра становится обязательным.

    - Во сколько примерно оценивается переоборудование судов?

    - Думаю, что оценивать затраты можно будет только при определении объема переоборудования для каждого судна в отдельности и в зависимости от состава его оборудования.

     

    - Где нужно будет получать регистрационный знак?


    - ЭКО и ЭКО ПРОЕКТ - это дополнительные знаки в символе класса, а не регистрационные. Поэтому присвоение знака в символе класса судов выполняется подразделениями Регистра Судоходства.

     

    - Существуют ли за границей аналогичные требования? Должен ли быть знак ЭКО у иностранных компаний, суда которых заходят в территориальные воды России?


    - Да, безусловно. Аналогичные требования, например, разработаны в таких классификационных обществах, как DNV ("Clean" и "Clean Design") и GL ("EP"). Суда, у которых есть такие дополнительные знаки, безопаснее для воздушной и морской среды. Кроме того, они будут пользоваться большим доверием со стороны судовладельцев, перевозчиков грузов, страховщиков, морских администраций государств флага и портовых властей. Поэтому все затраты судовладельцев по строительству судов, соответствующих новым требованиям, или переоборудованию уже существующих судов будут окупаться в период эксплуатации.


    - Говоря о межгосударственных отношениях в современном судоходстве, уместно вспомнить, что Россия недавно вышла из "черного списка" по Парижскому и Токийскому договорам. В каких списках находится Россия сейчас?


    - В настоящее время в мире действует восемь региональных межправительственных соглашений по контролю судов государством порта. Морская администрация Российской Федерации является членом трех соглашений - Парижского, Токийского и Черноморского меморандумов о взаимопонимании.
    Несколько лет назад, в 2002 году Россия вышла из "черного списка" Парижского меморандума; еще через два года - в 2004 году, наша страна покинула "черный список" Токийского меморандума. Сейчас и по Парижскому, и по Токийскому меморандумам мы находимся в "сером списке", то есть на границе "черного" и "белого" списков. Я полагаю, что уже в будущем году Россия по Токийскому меморандуму войдет в "белый список". Судов, задержанных под российским флагом, с каждым днем становится все меньше. У нас сейчас очень хорошие показатели и есть все возможности войти в "белый список". Что касается Черноморского меморандума, то в нем нет разделения государств по спискам.
    Этим хорошим показателям во многом способствовала та большая работа, которую проводят Морской Регистр и Росморречфлот. За последние 10 лет специалистами Регистра проведено почти 3,5 тысячи освидетельствований систем управления безопасностью компаний. Освидетельствовано около 10 тысяч судов. Все несоответствия по Международному кодексу управления безопасностью (МКУБ) чаще всего, касаются технического обслуживания и ремонта, полноты документации, а также готовности к аварийным ситуациям. Я считаю, что сделать судоходство по возможности более безопасным, можно только объединив усилия. Для успешной работы необходимо сотрудничество всех членов международного сообщества. Этой теме мы посвятили несколько международных семинаров, последним из которых был семинар "Субстандартное судоходство - проблемы и пути их решения через сотрудничество".

     

    Чаусова Лариса

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен