• 11 февраля 2014

    Крым станет «шелковым»

    Недавно мы писали о том, что Россия решила ускорить проект строительства моста через Керченский пролив на фоне беспорядков на Украине. Однако не менее амбициозные виды на Крым имеет Китай, заинтересованный в создании здесь сырьевой, логистической и возможно даже военно-морской базы.


    Последнее китайское предложение


    Если Китаю удастся реализовать все планы относительно Крыма, полуостров станет для него стратегически важной сырьевой и логистической базой в Черноморском регионе.

    Так, 20 января 2014 года в рамках визита в Китайскую Народную Республику заместителя председателя Совета министров Автономной Республики Крым Рустама Темиргалиева в Пекине подписан меморандум о реализации «пилотного интеграционного проекта в сфере агропромышленного комплекса». В официальном сообщении говорилось, что в рамках проекта китайские компании планируют инвестировать в развитие и модернизацию оросительных систем, в том числе капельного орошения, внедрить «современные аграрные технологии», создать мощности по хранению сельхозпродукции и логистическую инфраструктуру. Проект также предполагает строительство на базе одного из крымских портов зернового терминала.

    С крымской стороны исполнителем проекта станет республиканское предприятие «Крымзернопром», с китайской — Государственная корпорация по международному экономическому сотрудничеству.

    Финансирование проекта будет осуществлять один из крупнейших банков Китая. Китайская сторона согласилась с требованиями крымского правительства о привлечении исключительно крымской рабочей силы и сохранении за используемыми землями статуса земель государственной собственности Украины. Кроме того, китайцы намерены изучить возможность создания в Крыму индустриального парка.

    Действительно, КНР заинтересована в наличии собственных зарубежных мощностей по производству зерновых. Прогнозируется, что в текущем сельскохозяйственном году Китай импортирует рекордное количество зерна – порядка 5 млн тонн, что в 1,7 раза больше, чем в 2012 году.

    Однако планы по созданию перевалочных мощностей выходят далеко за проблематику экспорта зерновых.

    Так, на первом этапе планируется инвестировать $3 млрд в создание нового глубоководного порта, развитие экономической зоны и реконструкцию порта Севастополь. Второй этап стоимостью $7 млрд предусматривает строительство аэропорта, судостроительного завода и терминала по перевалке сжиженного природного газа. Как утверждается, средства под реализацию первого этапа уже найдены, это будут банковские кредиты и собственные средства инвестора. Работы должны начаться в конце 2014 года.
    Инвестором намерена выступить китайская компания Beijing Interoceanic Canal Investment Management, которая известна также проектом по пробивке канала в Никарагуа стоимостью в $40 млрд, который призван стать альтернативой Панамскому.

    По словам руководителя предприятия «Киевгидроинвест» (подрядчик работ) Алексея Мазюка, цитируемого украинской прессой, для создания нового порта потребуется дноуглубление акватории до 25 м. Проект предполагается строительство нескольких терминалов и зернохранилищ совокупной вместимостью 20 млн тонн. При этом расчетная мощность порта обозначается в 140 млн тонн. Место под строительства порта пока не выбрано, в качестве возможных площадок под его размещение рассматриваются озеро Донузлав, район Керчи и площадка у пос. Фрунзе. Эти планы уже вызвали протесты экологов и местных жителей.


    Шелковые планы

    Очевидно, что порт с такими параметрами будет ориентирован не только на вывоз зерновых, но и на перевалку других грузов. Каких и откуда – не совсем ясно. О том, что Крыму вряд ли удастся стать конкурентоспособным контейнерным хабом в Черном море, мы уже писали ранее >>>> Пролив Босфор имеет свои ограничения на габариты судов (длиной до 300 м), Стамбул является прекрасным портом для контейнерного трансшипмента, на самой Украине достаточно уже развитых портов, а в соседней России строится сухогрузный район порта Тамань, призванный стать одним из самых крупных портов страны.

    Китайцы рассуждают о возрождении Великого шелкового пути (исторически он выходил в район современной Керчи), в таком случае речь может идти о транспортировке товаров из Китая для их дальнейшего движения в направлении России и Европы. Однако для такой цели гораздо логичнее выходить на Европу напрямую через Суэцкий канал (которого не было во времена исторического Великого шелкового пути), или пользоваться уже имеющимися портами Черного моря.

    Что касается терминала по перевалке СПГ, то его на Украине предполагается строить в порту Южный (Одесская область). Ожидается, что газ будет транспортироваться из Азербайджана (ввиду тех же сложностей прохода судов через Босфор). Госпредприятию «Национальный проект «LNG-терминал» уже выдано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка. Нужен ли Украине второй терминал СПГ в Крыму – большой вопрос. Более того, если в итоге политических пертурбаций на Украине Крым тесно «подружиться» с Россией, то актуальность импортного СПГ в Крыму снизится еще больше.

    Поэтому с точки зрения экономической целесообразности заявленный проект не выглядит убедительным. Другое дело, если Китай преследует не только экономические, но и политические цели. К примеру, не очень понятно, что подразумевается под реконструкцией порта в Севастополе, где в настоящее время базируется Черноморский флот России. К тому же в планах обозначено строительство судостроительных мощностей. Примечательно в этой связи, что Черноморский флот к 2020 году может быть перебазирован в Новороссийск, где ведется подготовка необходимой инфраструктуры. Останется ли пустым это «свято место», особенно если китайские инвесторы фактически перестроят экономику небольшой автономной республики под себя?

    Виталий Чернов.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен