• 28 января 2014

    Репатриация для грузопотока

    Порты Прибалтики и Украины в прошедшем году продолжили терять российский грузопоток. Их доля в общем объеме грузооборота российских внешнеторговых грузов сократилась за год на 1,7 процентных пункта - до 13,3%. Доля Украины вскоре вообще может быть сведена почти к нулю.

    Куда уплывают грузы

    Общий объем перевалки российских внешнеторговых грузов, перегруженных через отечественные и иностранные порты, в 2013 году вырос на 1,9% - до 674 млн тонн. При этом доля грузов, переваленных в российских гаванях, возросла на 1,7% - до 87,4% или 589,2 млн тонн.

    Россия, как известно, поставила перед собой цель снизить зависимость от иностранных портов Балтики и Украины, переориентировав часть грузопотока в отечественные гавани. В последние годы с этой задачей она успешно справляется за счет ввода новых портовых мощностей и ускорения процедур пограничного и таможенного контроля. Так, за 2013 год грузооборот российских внешнеторговых грузов в портах стран Балтики и Украины сократился на 10,3% - до 84,8 млн тонн, их доля в общем объеме перевалки российских грузов составила 13,3%. Отметим, что еще в 2011 году доля иностранных портов достигала 17,1%, в 2012 году 15%.

    При этом доля перевалки наливных грузов в иностранных портах снизилась на 0,66 процентных пункта - до 13,29%, угля сократилась на 4,65 процентных пункта - до 19,92%, минеральных удобрений уменьшилась на 7,63 процентных пункта - до 39,2%, зерна на 6 процентных пункта - до 2,99%. При этом доля металлов возросла на 0,77 процентных пункта - до 10,58%. Причем рост доли металлов произошел за счет прироста в Прибалтике на 840 тыс. тонн, что для общей статистики несущественно.

    Балтийский удар

    Основной «удар» по балтийским соседям наносит порт Усть-Луга за счет ввода в эксплуатацию все новых терминалов, что лишает иностранцев, в первую очередь, части грузопотока нефтепродуктов и угля.

    Развитие контейнерных терминалов (в Большом порту Санкт-Петербург и в той же Усть-Луге) также оказало влияние на перераспределение грузопотоков между странами. Кроме того, в Санкт-Петербурге строится новый контейнерный и Ro-Ro терминал Бронка, что тоже будет содействовать перераспределению этих высокодоходных грузов на территорию России.

    Нельзя не упомянуть и развитие порта Высоцк, который в последние годы серьезно наращивает мощности по перевалке угля. Получив возможность принимать суда типоразмера Panamaх, ООО «Высоцкий порт» смогло на равных конкурировать с иностранными угольными терминалами и расширить географию поставок. Более подробно о развитии «Высоцкого порта» читайте в свежем номере издания «Портовый сервис» (можно заказать в редакции ИАА «ПортНьюс» >>>> ).

    Обнуление Украины

    Если говорить об Украине, то доля этой страны в общей структуре грузооборота российских внешнеторговых грузов уже незначительна и составляет всего около 3%.

    Помимо собственно российских грузов, Украина теряет и транзит. Так, по предварительным данным, транзит казахской нефти через порты Украины в прошедшем году снизился примерно в 3 раза, нефтепродуктов – примерно на 20%.  Это связано как с унификацией транзитных тарифов на территории Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана, так и с вводом мощностей терминала «Таманьнефтегаз» в порту Тамань. Объемы нефтеналива были потеряны Одесским и Феодосийским портами Украины.

    Более того, дополнительные объемы могут быть потеряны украинцами после ввода в эксплуатацию сухогрузного района порта Тамань. Ими, при этом, интересуются те же казахские инвесторы, желающие сделать данный порт транзитным перевалочным пунктом для своих грузов – нефтепродуктов, зерна, серы и металлов.

    Таким образом, доля Украины в структуре перевалки российских внешнеторговых грузов может свестись почти к нулю, при этом будет потерян и казахский транзит.

    Отметим, что в соответствии с разработанной ФГУП «Росморпорт» стратегией развития портовой инфраструктуры России до 2030 года, доля иностранных портов в структуре российского внешнеторгового грузопотока, идущего через морские порты, к этому времени должна снизиться до 5% и менее. Правда, авторы стратегии не считают целесообразным доводить эту долю до нуля или мизерных величин, поскольку перевалка части грузов через иностранные порты может быть выгодна с точки зрения экономии средств на создание собственных мощностей или наличие резерва на случай пиковых нагрузок.

    Тем не менее, политическая нестабильность на Украине и «тарифные войны» с государствами Прибалтики диктуют России необходимость обеспечения автаркии в портовой отрасли.

    Виталий Чернов.

Еще больше интересного отраслевого контента на наших страницах в соцсетях: в FaceBook, канале в YouTube, паблике в Telegram, странице в Twitter и канале в Яндекс.Дзен