• 28 сентября 2006

    Деньги в реку

     

    Министерство транспорта РФ подсчитывает сумму затрат на модернизацию внутренних водных путей (ВВП) и судоходных гидротехнических сооружений (ГТС). По предварительным оценкам эта цифра превысит 166 млрд. единовременных вложений и более 10 млрд. рублей ежегодного финансирования.

     

    Президент не доволен состоянием ВВП

    Совет Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Министерства транспорта РФ 27 сентября рассмотрел план мероприятий по реализации поручения Президента Российской Федерации от 01.08.2006 №Пр-1290 по обеспечению устойчивого функционирования внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений. Об этом сообщает пресс-служба Минтранса. Причиной такого поручения главы государства стали результаты проверок государственных структур, отвечающих за состояние судоходных ВВП.

     

    В первом полугодии 2006 года в Минтрансе, в Росморречфлоте и подведомственных Агентству организациях (ФГУП «Канал имени Москвы», Камское Государственное бассейновое управление водных путей и сооружений (ГБУВПиС), Волжское ГБУВПиС, Волго-Донское ГБУВПиС, Волго-Балтийское ГБУВПиС) Контрольное управление (КУ) Президента РФ провело проверку выполнения законодательства в части повышения эффективности государственного управления ВВП, обеспечения безопасности судоходства и надежности эксплуатации ГТС. На основании данной проверки Президентом РФ было дано поручение Правительству РФ, в котором отмечается, что информация КУ Президента РФ свидетельствует о критической ситуации, сложившейся в функционировании системы ВВП. Поручено принять необходимые решения по финансированию содержания ВВП и судоходных ГТС, позволяющие обеспечить их устойчивое функционирование, ускорить подготовку предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы, обеспечить безопасность судоходства на ВВП.

     

    Минтранс спланировал на 166 миллиардов

    Минтрансом России совместно с заинтересованными федеральными органами подготовлен проект плана мероприятий по реализации поручения Президента РФ, который в начале сентября направлен в Правительство РФ. На заседании Совета при рассмотрении плана мероприятий отмечалось, что его реализация потребует финансирования в значительных объемах с учетом накопившегося недоремонта судоходных ГТС, объемов восстановительных работ на них, необходимости строительства и модернизации судов технического флота. Так, по предварительной оценке, на его реализацию необходимо 166,046 млрд. руб. разовых затрат и 10,020 млрд. руб. ежегодно.

     

    План мероприятий состоит из 42 пунктов, объединенных в пять разделов.

    Раздел I: «Мероприятия по созданию условий для эффективного развития и функционирования внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений».

    Раздел II: «Мероприятия по обеспечению безопасности судоходства на внутренних водных путях и надежности эксплуатации судоходных гидротехнических сооружений».

    Раздел III: «Мероприятия по финансированию содержания внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений».

    Раздел IV: «Мероприятия, направленные на повышение эффективности использования федерального имущества».

    Раздел V: «Мероприятия по совершенствованию законодательства Российской Федерации с целью обеспечения устойчивого функционирования, безопасности судоходства и надежной эксплуатации внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений».

    По 15 пунктам Плана мероприятий ответственным исполнителем является Росморречфлот, по 17 пунктам - Минтранс России. По 17 пунктам Росморречфлот является соисполнителем.

     

    В рамках выполнения плана мероприятий по реализации поручения Президента РФ на заседании Совета Росморречфлота обсуждались концептуальные подходы по вопросу реформирования системы управления внутренними водными путями РФ. На заседании отмечалось, что основной проблемой для отрасли остается недофинансирование. Необходимость реформирования ВВП, отмечают в Минтрансе, назрела в связи с проведением административной реформы в стране.

     

    Для решения данного вопроса в Росморречфлоте была создана Рабочая группа, в которую вошли представители Государственных бассейновых управлений водных путей и сооружений (ГБУВПиС), бизнеса, науки и общественных организаций речного транспорта. Вопросы реформирования системы управления ВВП на заседании Совета Росморречфлота впервые обсуждалось столь подробно.

     

    Стратегической целью реформирования системы управления внутренними водными путями является обеспечение потребности населения, бизнеса и государства в дешевом, экологическом и безопасном перемещении людей, грузов, товаров по всей сети внутренних водных путей, как важнейшей составляющей транспортной инфраструктуры страны при оптимальных расходах государственного бюджета всех уровней. Одним из основополагающих принципов реформирования является сохранение расположенных на внутренних водных путях гидротехнических сооружений в федеральной собственности.

     

    В два этапа

    Предлагается реформирование системы управления внутренними водными путями осуществить в два этапа. На первом этапе - разграничить внутренние водные пути Российской Федерации на пути «федерального» и «регионального» значения. На втором этапе в целях реализации одного из основных направлений административной реформы - организационного разделения функций предоставления государственных услуг гражданам и юридическим лицам и государственного регулирования деятельности - предлагается усовершенствовать систему управления внутренними водными путями, построенную на основе бассейнового принципа.

     

    Рабочей группой были проанализированы восемь вариантов реформирования системы управления внутренних водных путей. В рамках работы Совета Росморречфлота были рассмотрены четыре варианта структурного реформирования системы управления ВВП.

    1. Оставить систему управления внутренними водными путями в том виде, которая существует: административно-властные полномочия и хозяйственные функции, связанные с обеспечением гарантированных габаритов судовых ходов, содержание навигационной обстановки, судоходных гидротехнических сооружений, технологической связи оставить за ГБУВПиС.

    2. Административно-властные полномочия по управлению внутренними водными путями возложить на Единую администрацию речных бассейнов с филиальной сетью за счет численности специалистов, выполняющие данные функции в отдельных структурных подразделениях центральных аппаратов ГБУВПиС. Существенным является укрепление института капитанов портов, осуществляющие регулирование деятельности и порядка в портах. При этом капитан порта должен являться заместителем руководителя Администрации речных бассейнов. Численность филиалов АРБ напрямую не зависит от количества речных бассейнов, а зависит от количества субъектов РФ, портов, находящихся на определенной территории. Функции по оказанию государственных услуг: содержание ВВП, СГТС, технологической связи оставить за ГБУВПиС.

    3. На базе капитанов портов создать администрации речных бассейнов на тех же принципах, что и во втором варианте. Функции по оказанию государственных услуг: содержание ВВП, СГТС, технологической связи оставить за ГБУВПиС.

    4. Административно-властные полномочия по управлению и содержанию ВВП и СГТС возложить на ГБУВПиС, а хозяйственные функции по содержанию акваторий портов и функции балансодержателя портовых ГТС на водных путях федерального значения закрепить за ГУ «Подводречтрой».

     

    По итогам обсуждения принято решение доработать План мероприятий с учетом замечаний Правительства РФ и полученных предложений. Решено поручить Рабочей группе по вопросу реформирования системы управления внутренними водными путями до 7 октября 2006 года представить сравнительный анализ вариантов реформирования системы управления ВВП РФ.

     

    По материалам пресс-службы Минтранса России

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен