• 14 декабря 2012

    Фантомы российской инфраструктуры

    На протяжении последних лет было заявлено множество крупных транспортных проектов, некоторые до сих пор имеют неясные перспективы. Среди них мы выделили проекты глубоководных портов в Калининграде и Архангельске, МТУ, УП-УП, Северный широтный ход и Белкомур.

    Калининград и Архангельск не дошли до дна

    О строительстве глубоководного порта в Калининградской области говорится давно. Замысел состоит в том, чтобы создать на территории эксклава порт, который мог бы конкурировать с Гданьском-Гдыней и Клайпедой, принимая крупные океанские контейнеровозы. Под строительство данного порта рассматривалось несколько площадок, в качестве наиболее вероятных - Балтийск и полуостров Бальга, о чем мы более подробно писали ранее >>>>

    Со стороны министерства транспорта звучали различные заявления насчет судьбы этого проекта, который вызывал сомнения в экспертном сообществе. В конце концов, в декабре 2012 года было опубликовано постановление правительства России, в котором реализация проекта «Строительство глубоководного порта в г. Балтийске (бухта Приморская), Калининградская область» в ранее установленных технико-экономических параметрах признавалась нецелесообразной. В этой связи, как было указано в документе, параметры проекта были уточнены с сокращением объёма его финансирования - как за счёт средств федерального бюджета, так и за счёт внебюджетных источников. Освободившиеся средства перенаправлены на строительство инфраструктуры под проект создания аванпорта Бронка в Санкт-Петербурге.

    Как сообщил ИАА «ПортНьюс» в ноябре 2012 года заместитель министра транспорта России Сергей Аристов, министерство принципиально не отказывается от проекта создания глубоководного порта в Калининградской области. По словам Аристова, «проект достаточно интересный», и министерство продолжает его проработку.

    Таким образом, мы можем услышать о нем вновь, но уже в других параметрах и, возможно, на другой заявленной площадке.

    Если говорить о глубоководном районе порта Архангельск, то в октябре 2012 года руководитель агентства по транспорту Архангельской области Дмитрий Деарт в ходе III Международной конференции по развитию портов и судоходства «Транстек» сообщил, что проектом создания глубоководного района порта Архангельск с общим объемом частных инвестиций в строительство I-й очереди в 35 млрд руб. заинтересовался «новый инвестор». Имя инвестора чиновник раскрывать не стал, однако отметил, что он готов профинансировать весь проект, которым ранее также интересовалась группа «Сумма».

    Глубоководный район планируется построить в 55 км севернее основной территории порта, что потребует подведения железнодорожной ветки. Проектом предусматривается максимальная осадка судов в 11 м (в настоящее время порт Архангельск обеспечивает прием судов осадкой до 9 м) и потенциальный грузооборот в 28 млн тонн, из которых более 3,5 млн тонн придется на уголь, 17,5 млн тонн – на контейнерные грузы, 2,5 млн тонн – на наливные. Расчетное время окупаемости проекта - 8 лет.

    Позже ИАА «ПортНьюс» в администрации области сообщили, что на строительство глубоководного района порта Архангельск претендуют 2 управляющие компании. Управление инвестиционными проектами министерства экономического развития и конкурентной политики Архангельской области совместно с агентством по транспорту Архангельской области изучает возможности каждой компании и готовит решение по данному вопросу. Названия компаний не раскрываются. Строительство порта рассматривается совместно с реализацией проекта «Белкомур».

    Как, в свою очередь, сообщил ИАА «ПортНьюс» в ноябре 2012 года Сергей Аристов, никаких конкретных решений по проекту глубоководного района в Архангельске пока не принято.

    О проекте развития портовой деятельности в Архангельске мы также писали ранее >>>>

    Железный ход для инвесторов


    Продолжая тему Архангельска, нельзя не упомянуть об одном из главных российских транспортных долгостроев - проекте «Белкомур», без реализации которого говорить о развитии стивидорной деятельности в Архангельске проблематично.

    Напомним, что магистраль Белое море — Коми — Урал (Белкомур) должна соединить Пермский край и Республику Коми с Архангельском, чтобы обеспечить кратчайший путь доставки продукции этих регионов к выходу в море.

    По словам Дмитрия Деарта, активная фаза реализации проекта «Белкомур» началась с 2012 года.  «Прокладка магистрали позволит сократить время доставки грузов и увеличить объемы грузоперевозок, будет способствовать активизации использования Северного морского пути, станет новым импульсом к развитию портов Архангельска и Мурманска», — приводит пресс-служба администрации области слова Дмитрия Деарта.

    По его словам, технико-экономическое обоснование проекта по строительству Белкомура до конца 2012 года будет представлено в министерство транспорта России для рассмотрения и последующего утверждения правительством РФ.

    Планируется, что строительство железной дороги будет осуществляться на основе концессионных соглашений, основанных на механизмах государственно-частного партнерства. По оценкам специалистов, на которые сослался Деарт, к работам можно приступить уже в 2014 году. В этом случае магистраль может появиться уже к 2018 году.

    «Реализация проектов по строительству глубоководного района Архангельского морского порта и Белкомура даст возможность снизить издержки морского и железнодорожного транспорта, открыть путь для экспорта и импорта продукции предприятий Северного Урала, Западной Сибири и Казахстана», — прокомментировал целесообразность реализации данного проекта Дмитрий Деарт.


    Тем не менее, еще в ноябре 2011 года представителем другого региона – Коми, заявлялось об активизации проекта. Как тогда утверждал глава республики Коми Вячеслав Гайзер, концессионный конкурс должен был быть проведен в 2012 году.

    «После того, как мы получили одобрение на уровне правительства России и заручились поддержкой премьер-министра Владимира Путина, было сделано очень многое. Были проведены предварительные финансово-экономические расчеты и предложена к рассмотрению новая концепция реализации проекта на принципах государственно-частного партнерства по концессионной модели», - говорил тогда глава республики.

    Мы бы, со своей стороны, не стали слишком доверять тем срокам, которые обозначаются представителями регионов – средства на реализацию проекта пойдут, как предполагается, от частных инвесторов и из федерального бюджета. Соответственно, решаться судьба Белкомура будет не в региональных правительствах, а в офисах частных компаний и кабинетах федеральных чиновников. А оттуда о принятии каких-то конкретных решений на этот счет пока не слышно.

    Еще один железнодорожный проект, связанный с Севером – это т. н. Северный широтный ход (СШХ), строительство которого предполагается в рамках проекта «Урал-Промышленный – Урал Полярный». Проект реализуется ОАО «Корпорация развития». К реализации проекта компания приступила в сентябре 2011 года, когда началось строительство первого объекта СШХ – совмещенного мостового перехода через реку Надым.

    По замыслу, железнодорожная магистраль протяженностью 707 км соединит Северную железную дорогу со Свердловским железнодорожным узлом и обеспечит выход к Северному морскому пути через порт Сабетта, строительство которого началось в июле 2012 года. Дорога должна обеспечить кратчайший транзит углеводородных грузов в западном направлении и грузов, необходимых для освоения газоконденсатных и нефтяных месторождений, в восточном направлении. Проект был представлен в рамках «Транспортной недели 2012», состоявшейся в декабре 2012 года.

    Между тем, как сообщил журналистам в ноябре 2012 года Сергей Аристов, проект СШХ нуждается в обосновании его экономической целесообразности и поэтому не был включен в Федеральную целевую программу. В то же время, Аристов заверил, что в целом проект «Урал Промышленный – Урал Полярный» будет «несомненно» реализован.

    МТУ без «МТУ»


    Правительство России отказалось от схемы реализации проекта «Мурманский транспортный узел» через одноименную управляющую компанию. Как было указано в сообщении информационной политики и взаимодействия со СМИ аппарата правительства Мурманской области в конце ноября 2012 года, данная схема «потеряла свою актуальность».

    Между тем, реализация проекта «Мурманский транспортный узел», как уверяют власти региона, осуществляется в плановом режиме.

    Госзаказчиком является ФКУ «Ространсмодернизация». В настоящее время заканчиваются проектно-изыскательские работы по объектам федеральной собственности: железнодорожной и морской инфраструктуры. Проект предусматривает строительство железнодорожной линии общего пользования, базы обслуживающего флота на западном берегу Кольского залива и проведение дноуглубительных работ в акватории порта Мурманск. По проектируемым объектам транспортного узла выделены соответствующие земельные участки, получены технические условия на технологическое присоединение к необходимым инженерным сетям.

    Как сообщил в ходе конференции «Перспективы обеспечения бесшовной логистики экспортных поставок российского угля», организованной ИАА «ПортНьюс», представитель ООО «Морской торговый порт Лавна» (реализует проект строительства угольного терминала на западном берегу залива) Анатолий Иванов, проект реализуется своим чередом и решения относительно управляющей компании «МТУ» на него никак не повлияют. На сроки реализации проекта создания порта Лавна, в настоящее время, могут повлиять лишь протесты жителей поселка Молочный, в котором планировалось восстановить необходимую для терминала железнодорожную ветку.

    Как, в свою очередь, было указано в сообщении пресс-службы правительства Мурманской области, в настоящее время решается вопрос о выделении земельного участка под строительство железной дороги Выходной-Лавна в границах посёлка Молочный. Рассматриваются несколько вариантов трассировки железной дороги. Все они соответствуют техническим и санитарно-эпидемиологическим требования и нормам. «Этот вопрос необходимо решить, чтобы не затормозить реализацию проекта и в то же время учесть все пожелания жителей», – приводились слова губернатора региона Марины Ковтун.

    Финансирование работ по проекту осуществляется за счет средств бюджета Российской Федерации выделяемых в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)». Как бы то ни было, но пока единственным реальным проектом здесь остается строительство угольного терминала Лавна, хотя первоначально проект МТУ предусматривал также строительство терминалов для перегрузки контейнеров и других грузов.

    Отметим, что ФГУП «Росморпорт» подготовлена Стратегия развития портовой инфраструктуры до 2030 года, которая в настоящее время уточняется. Этот документ призван стать основной для принятия государством решений о целесообразности поддержки того или иного проекта, связанного с портовой деятельностью. Кроме того, в ближайшее время правительством РФ должна быть утверждена государственная программа развития транспорта на период до 2020 года. Как сообщил в ходе «Транспортной недели-2012» заместитель председателя правительства России Аркадий Дворкович, корректировки транспортной программы будут связаны с реализацией крупных проектов. Кроме того, правительством недавно была в целом принята инвестпрограмма ОАО «РЖД». Появление этих документов, как можно надеяться, предотвратит появление новых долгостроев и «фантомных» проектов с неясными перспективами.

    Виталий Чернов.