• 30 августа 2006

    Росводресурсы готовят форс-мажор для речников

    Федеральное агентство водных ресурсов Минприроды РФ (Росводресурсы) с 21 августа намерено ограничить объем сброса воды на Нижегородской ГЭС c 1170 до 1000 куб. м в секунду. Это приведет к понижению уровня воды в Волге до 305 см в районе Нижнего Новгорода и Городецкого гидроузла. Таким образом, предельная допустимая осадка для речных судов в этом месте составит 280 см. вместо сегодняшних трех метров. В результате, часть пассажирских судов вообще не сможет пройти Нижний Новгород, а грузовой флот пойдет недогруженным почти наполовину.

     

    Глубину диктует ГЭС
    Уровень воды на участке от Нижегородской ГЭС до Н.Новгорода зависит от величины расхода воды через ГЭС и, следовательно, от величины сброса воды зависит обеспечение судоходной глубины на участке, поясняет ситуацию в беседе с ИАА «ПортНьюс» заместитель руководителя Волжского ГБУ Леонид Ларин. Величину расхода воды через ГЭС устанавливает Федеральное агентство водных ресурсов. Раньше расходы устанавливались агентством сроком на месяц и более, с августа этого года расходы воды через ГЭС планируется изменять ежедекадно.

    В настоящее время на Волге в районе Городецкого гидроузла обеспечиваются глубины от 360 до 325 см ежесуточно в течение 3-х часов (днем, когда проходит основная часть судов), и в остальное время суток - 240 см. Однако с третьей декады августа ситуация изменится кардинально, что повлечет за собой негативные последствия для судоходства.

    «Из Росводресурсов 4 августа вышло письмо об установлении с 21 августа среднего уровня сбросов воды в 1000 куб. м/сек. Это мало. Такой уровень сбросов соответствует предельным глубинам всего 305 см в течение 3-х часов. То есть смогут проходить лишь суда с осадкой до 280 см», - рассказал «ПортНьюсу» Ларин. Следовательно, отметил он, 4-хпалубные пассажирские суда не смогут пройти Городецкий гидроузел. «Грузовые суда будут недогружены примерно на 45% , потому что нормальная осадка груженого судна грузоподъемностью около 4,5 тыс. тонн типа «ВолгоДон» или «Волгонефть» - 350 см.», - добавил собеседник агентства.

     

    Водораздел
    В настоящее время стало очевидно, что Волга в районе Нижнего Новгорода разделилась на две части - выше Нижегородской ГЭС и ниже. Уровни воды в реке оказались недостаточными для прохода грузовых судов, и флот идет недогруженным. По сведениям Волжского ГБУ, проход участка от Нижнего Новгорода до Городца занимает 3-5 суток. А сами судовладельцы отмечают, что иногда проход этого участка затягивается на 10 дней. В Минтрансе РФ существование проблемы не отрицают, однако это не способствует ее решению. «Проблемных мест на внутренних водных путях много. Надо реконструировать шлюзы, они давно построены. В районе Нижнего Новгорода - большой участок, который не обеспечивает глубины на Волге», - констатирует в беседе с корреспондентом ИАА «ПортНьюс» глава Федерального агентства морского и речного транспорта Минтранса РФ Александр Давыденко.

    Участники рынка речных перевозок удивляются принятому в Москве решению о снижении объемов сбросов и подозревают, что такое решение пролоббировано энергетиками. «Снижение сбросов необоснованно, - считает председатель Ассоциации судовладельцев России Николай Смирнов. - Водность на Рыбинском водохранилище, которое питает Городецкий узел, не сильно отличается от предыдущих лет. Поэтому я не могу понять, почему Росводресурсы принимают решение, которое губит судоходство на Волге». При этом Смирнов полагает, что Миприроды не допустит, окончательного закрепления такого решения.

    В Росводресурсах полагают, что предварительное решение межведомственной оперативной группы по регулированию режимов работы водохранилищ Волго-Камского каскада о снижении объемов сбросов воды в ближайшие дни будет подписано руководителем агентства и станет официальным документом. Заместитель руководителя межведомственной оперативной группы Минприроды Вениамин Федунов сообщил ИАА «ПортНьюс»: «Сегодня для навигации по Волге уровни воды обеспечиваются в пределах достаточности. Решение, которое вступит в силу после 21 августа, несомненно, как-то повлияет на судоходство, но, надеюсь, это не станет критичным». Он так же пояснил, что в этом году на Волге наблюдается маловодье и, несмотря на прошедшие дожди, ситуация мало изменилась. «Поэтому мы вынуждены понизить сбросы воды», - сказал Федунов.

     

    Энергетикам на руку
    Однако перевозчики готовы поспорить с Минприроды и предоставить доказательства абсурдности такого решения. Президент НП «Танкерный союз», генеральный директор судоходной компании «Вижн Флот» (один из крупнейших перевозчиков нефтепродуктов на внутренних водных путях РФ) Петр Разумов рассказал, что статистика за последние 10 лет показывает, что при более низких, чем в этом году уровнях воды в Рыбинском водохранилище среднесуточные сбросы были выше, и наполнение Городецкого гидроузла более-менее обеспечивалось. «В этом году Федеральное Агентство водных ресурсов, как я понимаю, действует в интересах энергетиков и, очевидно, перестраховываясь, намеревается уполовинить движение крупнотоннажного флота по глубоководной системе России», - отметил Разумов. Он подчеркнул, что в том случае, если Федеральное Агентство водных ресурсов реализует свои планы по сокращению сбросов воды, и без того проблемный Городецкий гидроузел снизит свою пропускную способность почти в два раза. Это означает серьезнейшие проблемы как для пассажирского флота, осуществляющего круизы по Волге, так и для грузового флота, работающего на экспортных контрактах, заключенных крупнейшими российскими предприятиями. «Мы уже привыкли к тому, что интересы российского судоходства в нашем государстве мало кого интересуют, но в данной ситуации напрямую пострадают экономические интересы крупных нефтяных компаний и производителей минеральных удобрений», - добавил он.

     

    Судовладельцы подсчитывают потери
    ООО «Вижн Флот» произвел предварительные подсчеты потерь, которые понесет компания от снижения уровня воды в Волге. Только уменьшение осадки большегрузных судов с 3 м до 2,8 м, принесет прямые убытки компании в размере 3 млн. руб. в месяц. Кроме того, отмечается в справке «Вижн Флота», объем вывоза экспортного мазута из Самары по программе НК "Роснефть" снизится до 10 000 тонн в месяц. Снижение допустимой осадки судов вызовет вынужденный простой остального флота перевозчика в ожидании шлюзования. Это приведет к потерям еще 2 млн. рублей. «Снижение объема перевозок до Ярославля на маршруте Самара-Ярославль-С-Петербург повлечет вынужденные простои в ожидании груза судов типа «Волгонефть», работающих на участке Ярославль-С-Петербург. Сутки простоя одного судна типа «Волгонефть» составляют 150 000 руб.», - считают специалисты судоходной компании. Таким образом, «суммарные потери ООО Вижн Флот» от перехода Горьковской ГЭС на новый режим среднесуточного сброса воды составит 8 750 000 руб. в месяц».

    Грузовладельцы не могут не замечать проблем судоходства. Они стремятся найти альтернативные пути для перевозок грузов, например, по железной дороге. По этой причине снижение судопотока по итогам 2006 года может составить около 25-30%, считает Ларин. «Если в июне 2005 года через Нижний Новгород прошло 1420 единиц судов (в оба направления), то в июне 2006 года - 970 единиц», - сообщил замруководителя Волгжского ГБУ. По итогам прошлого года через створ Городецкого гидроузла прошли (в оба направления) 9674 судна. Грузооборот составил 9945,82 тыс. тонн.

    Стоит отметить, что на снижение судопотока в 2006 году повлияло не только снижение уровня воды в реке, но и с отсутствием на водном пути флота крупнейшего речного перевозчика ОАО «Волготанкер». Как известно, флот компании в нынешнюю навигацию арестован в обеспечение исков со стороны налоговых органов.

     

    Со всех сторон
    Проблем у Городецкого узла много. В связи с ремонтом Волжского моста, губернатор Нижнего Новгорода Валерий Шанцев принял решение в этом году увеличить время установки наплавного моста для движения автомобилей, что снизит пропускную способности реки. При этом Волжское ГБУ согласовало новые графики работы наплавного моста, существенно ухудшающие условия судоходства. Получается что, распоряжением региональных властей может быть перекрыта федеральная стратегически важная транспортная артерия. Причем существуют альтернативные прекращению судоходства варианты увеличения пропуска автомобилей, отметил Разумов. В регионе начала работу паромная переправа Бор - Н. Новгород, но из-за высокой стоимости перевозки она явно сегодня недозагружена. Танкерный союз обратил на это обстоятельство внимание Росморечфлота, направив письмо его руководителю Александру Давыденко.

    «Удивляет слабая позиция Федерального Агентства Морского и речного транспорта, - говорит Разумов. - Несмотря на то, что в ноябре прошлого года на Морской коллегии правительства РФ Премьер-министр Михаил Фрадков призвал к скорейшему кардинальному решению проблемы Городецкого гидроузла, до сих пор никаких действий в этом направлении не наблюдается, напротив, мы видим только административные действия, усугубляющие проблему судоходства в этом месте». В беседе с корреспондентом ИАА «ПортНьюс» Разумов напомнил, что единственным способом обеспечить нормальное судоходство в регионе может стать строительство новой низконапорной плотины в Городце.

    По информации «ПортНьюс», в 2003 году Минтранс заказал в петербургском институте «Трансмост» обоснование инвестиций по этому проекту. Расчетная стоимость комплекса работ (строительство низконапорного гидроузла, моста, автодороги и ГЭС) была оценена в 35,6 млрд. руб. (в ценах IV квартала 2004 года). В случае реализации проекта без строительства ГЭС - 24,6 млрд. руб.