• 7 августа 2006

    Сайменский канал ждет нового договора

    Новый этап переговоров по аренде финнами Сайменского канала намечен на 10-11 августа. Представители российского Министерства транспорта и ГУ «Сайменский канал» посетят Хельсинки и обсудят с северными соседями российские предложения.

    Договор между Россией и Финляндией на аренду российской части Сайменского канала был подписан в1962 году сроком до 2011 года. Фиксированная ставка арендных платежей составляет ежегодно $330 тыс. Последний этап переговоров по продлению договорных отношений на уровне министров двух стран состоялся в феврале этого года. Тогда же министр транспорта Финляндии Юхани Корпела признался российским в СМИ, что готов продлить договор с российской стороной на срок 30-50 лет, чтобы окупить собственные инвестиции. Правительство Финляндии ежегодно тратит на содержание Сайменского канала около 10 млн. евро. Однако российский Минтранс похоже не готов к долгосрочным обязательствам, на которые рассчитывают финны. Как сообщил ИАА «ПортНьюс» источник, близкий к Минтрансу, в российском проекте договора планируется увеличить стоимость аренды, сократив срок действия договора с 50 лет до 25 лет.

    Стоимость аренды в предложении российской стороны рассчитывается исходя из учета двух составляющих: фиксированной ставки и платежа, зависящего от грузооборота. Величину фиксированной ставки в министерстве пока не называют. При этом один из собеседников «ПортНьюс» подчеркнул: «Россия не останется в убытке». Вторая часть платежа может составить около 0,15-0,18 евро за каждую тонну перевезенного груза.
    Сайменский канал соединяет внутреннюю озерную систему Финляндии с Выборгским заливом. Грузооборот в навигацию 2005 года составил 2,2 млн. тонн груза. По каналу перевозится преимущественно лес, уголь, металл, генеральные грузы.

    Переговоры, запланированные на август станут основой для встречи министров транспорта двух стран 9 сентября в Выборге на 150-летнем юбилее Сайменского канала. Ожидается, что в торжествах примет участие премьер-министр РФ Михаил Фрадков и эмиссар по транспорту Евросоюза.
    Минтранс России в 2005 году рассматривал вариант создания совместного предприятия с финской стороной для работы на Сайменском канале. Это предприятие могло бы следить за гидротехническими сооружениями и управлять судоходством на канале. Но, по сведениям газеты «Коммерсантъ», «чиновники пришли к выводу, что предложить в качестве вклада в совместное предприятие России нечего, а если забрать у финнов канал, так он и вовсе через несколько лет может прекратить свое существование». Именно это подтолкнуло министерство к необходимости договариваться о новом договоре аренды, стараясь получить более выгодные для России условия.

    Некоторые из участников переговорного процесса считают, что до конца года новый договор может быть передан на рассмотрение в Госдуму РФ и парламент Финляндии.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен