Холодозамещение

Новые заботы для рыбаков

Президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев рассказал ИАА «ПортНьюс» о том, что необходимо учитывать судовладельцам в своей работе при поэтапном ужесточении требований к хладагентам используемых в судовых рефрижераторных установках.

- Герман Станиславович, какой хладагент в основном используют рыбопромысловые компании в холодильных установках на судах?

- Выбор хладагента во многом зависит от типа рефрижераторной установки, поэтому судовладельцы могут использовать разные виды фреона. Что касается гидрохлорфторуглеродов (ГХФУ), к которым относится и R22, то это универсальный хладон и рекомендованный к применению практически во всех типах холодильных установок и компрессоров различной мощности. Поэтому на рыбопромысловых судах в основном используются именно R22. Реже используется гидрофторуглероды (ГФУ), аммиак NH3 и, в некоторых случаях, CO2.

- Какой срок эксплуатации холодильной установки? Готовы ли судовладельцы к модернизации или замене такого оборудования в связи с ужесточение требований к хладагентам?

- Предельный срок эксплуатации судовых морозильных установок не ограничен нормативно-правовыми документами. Так как сам механизм выработки холода принципиально не изменился с момента его изобретения, то даже старую установку можно эффективно эксплуатировать при правильном обслуживании. Поэтому на практике замена оборудования производится в случаях, когда проведение текущего или капитального ремонта невозможно по причине отсутствия запасных частей или прекращения поставок основных элементов установки.

Что касается, использования хладона R22, то его применение допускается на российских рыбопромысловых судах вплоть до 2030 года, спешки нет. Однако, возникают проблемы с компенсацией потерь хладагента (в частности R22) в холодильных установках на судах в иностранных портах. И в будущем эти проблемы сохраняться, так как со следующего года будут окончательно запрещены операции, связанные с разгерметизацией систем. Например, запрет распространяется на заправку системы или перекачивание из неё фреон в емкости для хранения. А нарушение этого запрета строго карается, особенно в портах Евросоюза. Это может стать стимулом для перехода на другие хладагенты для тех рыбопромышленных предприятий, которые в рамках промысловой деятельности осуществляют заходы в иностранные порты.

Еще одна возможная причина перехода на многокомпонентные фреоны с допустимым количеством единиц влияния на озоновый слой может стать отсутствие на рынке в достаточном объеме хладона R22. В России объем производства R22 ежегодно ограничивается постановлением Правительства. Как следствие ограничения предложения на рынке уже произошел рост цен на R22 до 550- 600 руб./кг. В 2018 году этот вид хладона стоил около 200 руб./кг.

Поэтому судовладельцы при капитальном ремонте морозильных установок и по мере снижения доступности R22, будут все чаще тестировать другие хладагенты. Кроме того, некоторые поставщики решений для промышленной генерации холода уже отказались разработок и производства систем на ГХФУ и ГФУ и работают только с аммиаком и CO2, а на новых и строящихся судах рыбопромыслового флота в основном применяется технология «без фреонов».

Производят ли в России альтернативы ГХФУ?

- Да, в основном производят аммиак и углекислый газ производят. 

- Зависит стоимость и габариты холодильных установок от используемого в них хладагента?

- Теоретически, подобное возможно, но, на практике, сильно зависит от компоновочных и технологических решений, так, например, повышенные требования к безопасности аммиачных установок могут потребовать дополнительных проходов и, следовательно, занятию дополнительных объёмов судовых помещений.  

- То есть стоимость строительства судна, учитывая новые требования к хладагентам, может увеличиться?

- При строительстве судна стоимость устанавливаемой системы не будет сильно зависеть от типа хладагента. Однако, повышение давления в системах и опасность для жизни некоторых хладагентов, может повысить стоимость монтажа и существенно затруднить проектирование и строительство.

Беседовала Татьяна Вильде