Чистая акватория

В порту объяснили логику законодательства

ООО «Контур СПб» организовало пресс-тур для петербургских  медиа в Екатерингофский бассейн, входящий в состав  Большого порта Санкт-Петербург, во время которого журналисты убедились, что на акватории нет разливов и загрязнений, вызванных деятельностью компании. Учредитель компании Станислав Корнеев,  проводивший  на борту буксира «Борей» экскурсию для петербургских СМИ,  заявил: «Пить воду из-за борта я, конечно, не буду, но вы сами видите, что ничего криминального на акватории нет».

Тревожные сообщения о нефтеразливе с танкера «Капитан Поникаровский», якобы, произошедшем 14 ноября 2018 года на причале 115,  поступили  в Росприроднадзор    после того, как экипаж танкера  занялся замывом  борта своего судна. 15 ноября было возбуждено административное расследование в отношение судовладельца.

Как  передал корреспондент ИАА «Портньюс», в ООО «Контур СПб» опровергают обвинения в том, что их судно могло быть источником нефтеразлива, подчеркивая, что, в тот день, когда тревожный сигнал из неустановленного источника поступил в ведомства, перевалка нефтепродуктов на причале не велась. Вместе с тем, в компании отмечают, что акватория Екатерингфского канала, а также смежных с ним бассейнов  - Большого, Барочного и Восточного, а также Угольной гавани, далека от идеального состояния, поскольку  именно сюда выносятся воды рек Екатерингофки и Емельяновки с остатками деятельности предприятий, расположенных на ее  берегах. Отдельные масляные пятна, в том числе и с расположенной поблизости ТЭЦ,  регулярно выносятся в устья этих рек, а из них – в Екатерингофский бассейн. 

«Получается так, что та компания, у которой есть самый большой флот для ликвидации нефтерзаливов в порту,  вынуждена убирать и свою, и чужую акваторию, - заявил Станислав Корнеев, учредитель ООО «Контур СПб». -   Я не говорю, что случаев разливов не бывает. К сожалению, они происходят время от времени, например, последний раз подобное происшествие было отмечено полтора года назад, но вопрос  в  том, как быстро удается их локализовать. Мы обладаем собственным профессиональным аварийно-спасательным формированием, которое может быстро реагировать на экстренные ситуации. В него входит пять единиц флота, примерно тридцать спасателей,  которые посменно несут вахту, оборудование для очистки – скиммеры, нефтеемкости, боновые ограждения в достаточном количестве.  К сожалению, некоторые органы этим пользуются. Легче  просто выписать предписание убрать загрязнение компании,  которая это в состоянии сделать, чем искать виновника.

Я на самом деле благодарен администрации порта Санкт-Петербург, которая с пониманием относится к ситуации с состоянием акватории, в которой мы ведем свою деятельность. Мы готовы нести ответственность за акваторию, где находится наш терминал и  за акватории, которые прилегают, но все-таки хотим воззвать к справедливости».

В «Контур СПб»  настаивают, что танкер получил загрязнение борта в результате выноса сточных вод в акваторию.    

Государственный  инспектор портоконтроля порта Санкт-Петербург Борис Кучеренко считает, что данный инцидент нельзя  считать тем экстренным происшествием, каким он был подан в сообщениях ряда СМИ: «Инспектор службы капитана порта был вызван на борт, зафиксировал  факт загрязнения борта,  вместе с представителем Росприроднадзора на патрульном катер провел обследование прилегающей акватории, и согласно инструкции, судно было задержано 14 ноября. Только по завершению  замывочной операции силами аварийного подразделения, которое предварительно окружило танкер боновыми заграждениями. 18 ноября служба капитана порта провела  контрольный осмотр судна и только после этого  танкер  был предъявлен для выхода в загранрейс».

Говоря о юридической стороне дела, помощник руководителя ФГБУ «Администрация  морских портов Балтийского моря» Виталий Зеленский пояснил: «Важно отметить, что все действия были выполнены в логике законодательства. Капитан руководит ликвидацией разливов с судов, но не занимается разливами  с других источников, например, с ТЭЦ. Мы регулярно видим загрязнения, идущие, например, из  Невы или из других источников, но мы не можем дать предписание убрать их. 

За состоянием акватории надзирает Росприроднадзор. Относительно недавно было сформировано специальное подразделение, которое отвечает именно за мониторинг  экологической ситуации в порту -  Балтийско-Арктическое морского управление, но оно не предупреждает нарушения,  а работает на фиксакцию уже случившегося».

Фотограф Маргарита Малышева, ИАА "ПортНьюс"