Лизинг в судостроении

Лизинг для реки и моря

Масштабное обновление флота смешанного река – море плавания невозможно представить без применения лизинговых схем. При этом заказчики судов указывают на необходимость обеспечения свободы выбора между отечественными верфями для исполнения соответствующих заказов.

Лизинг, без сомнения, является ключевым финансовым механизмом для строительства судов на отечественных верфях. Как рассказал ИАА «ПортНьюс» исполнительный директор АО «Окская судоверфь» Денис Самсиков, за последние годы все суда гражданского назначения на «Окской судоверфи» были построены именно по лизинговой схеме. Учитывая высокую капиталоемкость и длительные сроки окупаемости, данный механизм финансирования строительства судов является наиболее удобным для судовладельцев как в России, так и в мировой практике.

«По этой причине именно лизинг должен стать главным финансовым инструментом так необходимого для российского судоходства обновления флота. При имеющейся потребности в современных судах класса «река – море», оцениваемой в 130-140 сухогрузных судов и до 100 танкеров, которые необходимо построить в ближайшие годы, требуемый объем финансирования может быть обеспечен именно по этой схеме, гарантирующей интересы финансовых организаций и судовладельцев», – уверен Денис Самсиков.


По словам руководителя верфи, опыт работы с Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК) показал, что реализация лизинговой схемы для верфи означает стабильное финансирование и высокий профессиональный уровень специалистов ГТЛК, позволяющий оперативно решать возникающие в ходе строительства вопросы. «Это дает возможность максимально эффективно организовывать производственный процесс, снижая затраты и обеспечивая высокое качество проводимых работ. Мы рассчитываем на продолжение взаимовыгодного сотрудничества как с ГТЛК, так и с другими лизинговыми компаниями, проявляющими все больший интерес к строительству на нашей верфи судов различного назначения: от транспортных до пассажирских и рыболовецких», – отметил Денис Самсиков.


Как, в свою очередь, сообщил ИАА «ПортНьюс» директор по судостроению группы «МНП» Андрей Иванов, все заказы, исполняемые заводом «Красное Сормово» в настоящий момент, строятся с использованием лизинговой схемы. Это строительство сухогрузных судов проекта RSD59 и круизного пассажирского судна проекта PV300. Сданные в 2018 году четыре заказа, из которых два танкера-химовоза проекта RST27M и два сухогруза проекта RSD59, также были построены с последующей передачей в лизинг. В общей сложности за период с  2011 по 2017 год из 51 сданного судна только 11 были построены по так называемым прямым контрактам (из них восемь – экспорт и три – для государственного заказчика). Таким образом, доля заказов судов, строящихся для последующей передачи в лизинг, составила на предприятии около 80%.

«Безусловно, есть планы по увеличению объема заказов. И, исходя из сегодняшней ситуации, можем с высокой степенью уверенности ожидать, что если это будут коммерческие заказы от отечественных судовладельцев, то они будут осуществляться с применением лизинговой схемы», – подчеркнул Андрей Иванов.

В данной связи интересен взгляд государственных заказчиков судов. Так, в ранее исполненных и действующих судостроительных договорах ФГУП «Росморпорт» лизинговая модель финансирования не применялась. Однако возможность использования лизинга судов рассматривается госпредприятием в качестве перспективной модели финансирования программ строительства судов.


«Использование лизинга позволяет судоходным компаниям обеспечить альтернативу кредитному финансированию судостроительных проектов. Данный инструмент направлен на привлечение финансирования на более долгосрочных и гибких условиях, а также предоставляет возможности перераспределения финансовой нагрузки по проекту на период эксплуатации судов, что делает его весьма востребованным в судостроении. При более низких процентных ставках, по сравнению со ставками по кредитам, привлекательность лизинга судов значительно возрастает. Перечисленные преимущества лизинговой модели приобретения судов не менее актуальны для государственных компаний, испытывающих потребности в обеспечении более доступных источников финансирования программ обновления флота», – рассказал ИАА «ПортНьюс» генеральный директор ФГУП «Росморпорт» Андрей Лаврищев.

В правительстве Волгоградской области ИАА «ПортНьюс» рассказали, что в регионе действует АО «Волжский судостроительно-судоремонтный завод», а также имеется план восстановления работы ОАО «Волгоградский судостроительный завод». ООО «Каспийская Энергия Шельф»  сообщило о наличии собственного портфеля судостроительных и судоремонтных заказов для ОАО «Волгоградский судостроительный завод» со сроками реализации до конца 2024 года и бюджетом более 18 млрд руб.

«Одним из инструментов государственной поддержки в области развития отечественной судостроительной промышленности является государственная программа Российской Федерации «Развитие судостроения на 2013-2030 годы» (далее – программа). Приоритетными направлениями программы определено в том числе развитие лизинга морской рыбопромысловой и речной техники», – подчеркнула в комментарии ИАА «ПортНьюс» заместитель председателя Комитета по делам территориальных образований, внутренней и информационной политики Волгоградской области Галина Завгородняя.

В правительстве Ленинградской области, комментируя «ПортНьюс» данную тему, отметили, что наряду с большим количеством судостроительных предприятий в регионе действует Ассоциация «Кластер производителей судового оборудования и предприятий судостроительной отрасли», а лизинговые схемы с господдержкой способны загрузить участников кластера заказами.


«Юридически оформленный кластерный формат сотрудничества открывает его участникам доступ к мерам государственной поддержки на возмещение части затрат, в том числе на оплату лизинговых платежей. Лизинг становится одним из базовых элементов государственной поддержки судостроительной отрасли, – отметил генеральный директор АНО «Центр развития промышленности Ленинградской области» Андрей Пивинский. –  Судовладельцы должны быть наиболее заинтересованным звеном в развитии лизингового направления, поскольку российский флот (под флагом РФ) нуждается в появлении на фрахтовом рынке современных судов, однако при низких ставках фрахта на внутрироссийские перевозки и при большими по сравнению с Китаем стоимостью и сроками строительства они просто не в состоянии заказывать постройку новых судов в России. Судоходным компаниям приходится заказывать суда в Китае, что не способствует развитию российского судостроения, но фактически судно стоит дешевле и появляется на рынке быстрее».

Андрей Пивинский отметил, что лизинг может помочь в части поиска средств на строительство.

«И тут только активное взаимодействие между лизинговыми компаниями, судовладельцами, судостроительными верфями, поставщиками оборудования и правительством даст шанс, что судостроение начнет развиваться в России, а не продолжится в Китае. Центром такого взаимодействия и может стать Ассоциация «Кластер производителей судового оборудования и предприятий судостроительной отрасли», – прокомментировал Андрей Пивинский.

В Министерстве транспорта и автомобильных дорог Самарской области «ПортНьюс» сообщили, что в регионе имеется потребность в обновлении флота для обеспечения перевозок пассажиров в регулярном сообщении, и в настоящее время рассматриваются механизмы приобретения судов, в том числе с использованием лизинговых схем.

В Департаменте дорожного хозяйства и транспорта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры агентству прокомментировали, что у действующего в ХМАО пассажирского перевозчика АО «Северречфлот» также имеется потребность в обновлении флота, поскольку его средний возраст составляет 35 лет. При этом в регионе работает ОАО «Сургутское судоремонтное предприятие», способное осуществлять крупноузловую сборку пассажирских судов.

«АО «Северречфлот» планирует осуществить обновление речного пассажирского флота в автономном округе с использованием механизма лизинга. Предполагаемый плановый период реализации проекта по реновации флота составит 2019-2037 годы. В настоящее время механизмы реализации и возможные варианты государственного участия прорабатываются с федеральными ведомствами», – прокомментировала ИАА «ПортНьюс» и. о. директора департамента Ольга Соловьева.

Вопрос строительства пассажирских судов особенно остро стоит для Сахалинской области ввиду ее отделенности от основной части страны.


Как рассказал «ПортНьюс» министр транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области Сергей Садовников, ГТЛК на средства федерального бюджета осуществляются мероприятия по строительству двух автомобильно-железнодорожных паромов для линии Ванино – Холмск. Строительство осуществляется на АО «Амурский судостроительный завод». Ввод в эксплуатацию новых паромов, взамен морально устаревших и не соответствующих современным нормам безопасности, позволит создать устойчивое транспортное сообщение между островом Сахалин и материковой частью России.

Кроме того, в настоящее время для пополнения пассажирского флота для сообщения с Курильскими островами выполняются мероприятия по подготовке к строительству двух грузопассажирских судов для сообщения Сахалина с Курильскими островами. Мероприятия выполняются АО «Сахалинлизингфлот».