Лизинг в судостроении

Сделать правильный выбор

В России развивается судостроение, используются различные программы господдержки, лизинг занимает все большее место на этом рынке как надежный механизм финансирования проектов по обновлению флота. Будущее – за надежными финансовыми компаниями, имеющими большой опыт в реализации проектов по строительству судов и доступ на международные рынки капитала.

Механизм лизинга водного транспорта набирает популярность у судостроителей и заказчиков нового флота. Уже более сотни судов различного назначения строятся на российских верфях по программам лизинга, десятки новых –  планируется заложить в ближайшие годы.

Принятые меры господдержки отечественного судостроения и судоходства позволили впервые за постсоветское время начать омоложение российского гражданского флота. Новые, эффективные и отвечающие требованиям времени суда позволяют значительно повысить конкурентоспособность отечественного судоходства. Однако для решения всех задач по строительству нового флота необходимы заказы на крупные серии судов, что без государственной поддержки невозможно.

На текущий момент государство прикладывает значительные усилия для массового обновления гражданского флота, субсидируя ставки по кредитам и предоставляя утилизационные гранты. Однако без доступного «длинного» финансирования массовое строительство новых судов  невозможно. По мнению участников рынка водного транспорта, судостроительных, судоходных и лизинговых компаний, для полноценного обновления флота необходимо запустить программу господдержки лизинга.

Крупнейшая в отрасли Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) изучила технические возможности отечественных судостроителей и готовит предложения по разработке программы лизинга водного транспорта. Об этом руководитель ГТЛК Сергей Храмагин в марте 2018 года докладывал президенту Российской Федерации Владимиру Путину.

«Ожидается, что в ближайшие 10 лет будет списано 50% судов, построенных еще в советские годы. Соответственно, снизится объем перевозок внутренними водными путями, замедлится  обновление и строительство инфраструктуры. Это скажется на уровне жизни в прибрежных зонах. Возникшую комплексную проблему можно решить при поддержке государства через механизм лизинга судов, по аналогии с авиацией. Исходя из технических возможностей отечественных судостроителей, ГТЛК проработала предложения и сформулировала основные параметры программы. Общее количество построенных судов при реализации программы составит не менее 150 единиц», – проинформировал президента страны генеральный директор ГТЛК.

Сегодня в портфеле ГТЛК, единственным акционером которой является Российская Федерация в лице Минтранса России, находится около 80 судов различного назначения, компания занимает 85% рынка лизинга нового водного транспорта. В эту отрасль ГТЛК уже инвестировала 96 млрд руб. ГТЛК имеет кредитные рейтинги категории double B от трех ведущих международных рейтинговых агентств, а также рейтинг по национальной шкале «A+(RU)» от агентства АКРА. Лизинговый портфель компании на 30 сентября 2018 года превысил 893 млрд руб.

В целях развития отечественной судостроительной отрасли и стимулирование процесса импортозамещения за четыре  года ГТЛК разместила на отечественных верфях «Красное Сормово», Невский ССЗ, «Нефтефлот», «Окская судоверфь» заказы на строительство 52 судов. Все эти заказы позволили почти полностью загрузить российские судостроительные предприятия в сегменте судов река – море плавания.

Также по заказу ГТЛК начато строительство пяти танкеров Aframax на крупнейшей российской судостроительной верфи «Звезда», которая является стратегически важным для Дальневосточного региона и отечественной судостроительной промышленности предприятием.

Кроме того, на Амурском судостроительном заводе ГТЛК приступила к реализации программы строительства двух паромов для связи острова Сахалин с материковой частью России. Это новый сегмент для российских судостроителей, морские паромы не строили в нашей стране несколько десятилетий.

Другой игрок на рынке судового лизинга – кэптивная компания Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) ЗАО «Гознак-лизинг» – тоже стремится наращивать свой портфель заказов в гражданском судостроении.  

Как сообщили ИАА «ПортНьюс» в компании, «к настоящему моменту «Гознак-лизинг» профинансировал 24 новых судна, в процессе строительства находится 16 судов, в ближайшей перспективе  планируется законтрактовать еще порядка 15 судов».

В начале 2018 года ОСК и судоходная компания «ВОЛГОТРАНС» подписали соглашение о намерениях по реализации проекта строительства 32 грузовых судов река – море плавания в течение семи лет для передачи «Гознак-лизингу». Условия соглашения допускают также использование механизма утилизационного гранта и других финансовых инструментов. По информации ОСК, суда будут строиться по российским проектам под российским флагом. Заказ будет размещен на российских верфях, как входящих в ОСК, так и за периметром ОСК.

В соответствии с соглашением ОСК берет на себя обязательство построить серию из 22 танкеров-химовозов класса «река – море» дедвейтом 5000-7900 тонн и 10 сухогрузных судов класса «река – море» дедвейтом 5000-7500 тонн.

Напомним, в октябре 2017 года «ВОЛГОТРАНС» стал первым получателем субсидий в рамках судового утилизационного гранта.  В составе действующего флота «ВОЛГОТРАНСа» – около 20 судов. Основной фрахтователь – компания «Роснефть».

«Лизинг в судостроении показал себя как эффективный инструмент обновления флота и модернизации судостроительных предприятий благодаря минимизации единовременно отвлекаемых оборотных средств лизингополучателя», – прокомментировали ИАА «ПортНьюс» в ЗАО «Гознак-лизинг». – Это делает лизинговые механизмы более приемлемым способом финансирования строительства судов, нежели привлечение собственных средств заказчика судна или банковский кредит».

Участники рынка отмечают, что судостроение не является автономной сферой и тесно связано с производителями комплектующих, оборудования, проектными организациями. Поэтому существует риск навязывания заказчикам работы с определенным кругом поставщиков и проектантов. Это, в свою очередь, неминуемо приведет к снижению конкуренции и подавлению других участников рынка, что в итоге отрицательно скажется на цене и качестве конечного продукта, а также приведет к монополизации рынка и уходу заказчиков на иностранные верфи. Вот почему так важно сделать правильный выбор, выбирая лизинговую компанию для решения столь масштабной задачи, как обновление гражданского флота.

В этой связи при запуске государственной программы лизинга усилия было бы целесообразно направить на поддержку отраслевых государственных лизинговых компаний, не связанных с конкретными производителями. Это позволит загрузить не только все верфи ОСК, но и предприятия, не входящие в периметр корпорации. В этом случае будет достигнута цель максимального обновления флота к моменту пикового списания судов, ожидаемого к середине 2020-х годов.

 

Использованы иллюстрации с сайтов holidays и creditoff