Мнения

4 февраля 2020

(Заместитель руководителя Ространснадзора Сергей Сарицкий - О непрерывном мониторинге исполнения предприятиями водного транспорта обязательных требований.)

- С середины июля 2019 года Ространснадзором, в соответствии с решением, принятым на коллегии Минтранса России в феврале 2019 года, был запущен пилотный проект -  непрерывный мониторинг исполнения предприятиями водного транспорта обязательных требований.

Самостоятельная, без взаимодействия с Ространснадзором, оценка предприятием уровня исполнения применимых к каждому виду деятельности обязательных требований, является одним из элементов профилактической работы, проводимой Ространснадзором с поднадзорными субъектами в рамках программы реформы контрольно-надзорной деятельности.

Реализация проекта проходит в два этапа. На первом этапе предприятие имеет возможность самостоятельно и анонимно пройти тестовую самооценку исполнения обязательных требований на сайте Ространснадзора в специальном разделе «Пилотный проект - Непрерывный мониторинг». Этот сервис позволяет предприятию оценить свой уровень исполнения обязательных требований, выявить нарушения и принять меры по их устранению, в том числе до проведения плановой инспекторской проверки.

Второй этап предусматривает работу в так называемом личном кабинете поднадзорного субъекта. Такие кабинеты созданы на базе Единой информационной автоматизированной системы Ространснадзора (ЕИАС), доступ к которым предприятие может иметь при введении логина и пароля, полученных через сайт Госуслуг. В личном кабинете для предприятия доступен еще один сервис самооценки, практически идентичный сервису тестовой самооценки. Единственным и самым главным отличием его является наличие возможности у предприятия в случае положительного прохождения самооценки направить ее результаты в Ространснадзор в виде декларирования исполнения предприятием обязательных требований. После отправки такого отчета предприятию приходит оповещение, что информация надзорным органом принята. Важно отметить, что при направлении информации о результатах пройденной самооценки в надзорный орган подконтрольный субъект несет ответственность за ее содержание не только  перед контролирующим органом, но и перед самим собой. Добросовестность представления информации (правдивой самооценки) и отсутствие по вине предприятий, продекларировавших свой уровень безопасности, транспортных происшествий (аварий) на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, будут являться ключевыми показателями эффективности действующей на предприятии системы управления безопасностью, а также свидетельствовать об эффективности такого вида надзора как «непрерывный мониторинг».

По итогам неполных 6 месяцев реализации пилотного проекта наблюдается заинтересованность со стороны бизнеса. Так, за 15 дней июля 2019 года, предприятиями было пройдено 132 самооценки, к концу 2019 года зафиксировано 925 тестовых самооценок. Самооценку в личном кабинете прошли 108 предприятий, 41 из них задекларировало свои результаты, направив их в Службу.

Для организации эффективного информационного взаимодействия между Службой и транспортным предприятием предусмотрено заключение соответствующего соглашения. Форма для его заполнения доступна на сайте Службы в разделе «Пилотный проект - Непрерывный мониторинг». На сегодняшний день заключено 175 таких соглашений.

Прежде всего дистанционный мониторинг направлен на повышение уровня безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах путем выявления и предупреждения возможных нарушений обязательных требований, которые могут привести к аварийным ситуациям.

Планируется, что такой дистанционный контроль устранит необходимость в проведении плановых инспекторских проверок, что позволит существенно снизить, в первую очередь, административную нагрузку на бизнес и сократить уровень финансовых и материальных затрат, связанных с проведением выездных плановых проверок.

Пилотный проект будет проходить до конца 2020 года, после чего Служба подведет итоги проделанной работы и определит целесообразность или нецелесообразность перехода на данный вид дистанционного контроля.