Мнения

8 февраля 2019

(Ректор ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова Сергей Барышников - О научной деятельности университета и разработках в сфере судового и смежного оборудования.)

- Традиционно 8 февраля мы празднуем день российской науки -  и конечно для всех учебных заведений это большой праздник, поскольку каждое учебное заведение должно заниматься не только образованием, но и наукой. Ведь без науки не может быть хорошего преподавателя. Мы часто преклоняемся перед иностранцами, перед их достижениями, но не обращаем внимания на то, что есть у нас. Особенностью нашей научной работы является то, что она почти вся ориентирована на практику. То есть мы работаем по хоздоговорам, по конкретным заказам, и наши разработки сразу идут в работу. Но, конечно, хотелось бы, чтобы как и раньше выделялись средства и на фундаментальную науку, перспективные наработки, которые не сделаешь за несколько дней. У нас часто так бывает, что пока распределяются деньги, конкурс проводится осенью, а через месяц-два нужно уже сдать тему. Конечно, это немного не те условия, которые хотелось бы иметь для научной работы. Ведь научному работнику надо посидеть, подумать, поработать в библиотеке, посмотреть, что есть у коллег, изучить зарубежный опыт, обобщить это. Но то внимание, которое сейчас руководство страны и министерства транспорта уделяет развитию науки и высших учебных заведений вселяет уверенность, что у российской науки все-таки хорошее будущее.

Сегодня 8 февраля мы подписывали соглашение с комитетом по Арктике администрации Санкт-Петербурга. Выполняя задание и указы президента мы большое внимание уделяем Арктике и с воодушевлением этим занимаемся... Поэтому мы бы хотели более тесно взаимодействовать с комитетом по Арктике и мы уже начали это взаимодействие еще год назад, хотели бы предложить имеющиеся наработки и выполнять те задачи, которые будут перед нами поставлены. Будут и научные исследования, и определенное выделение средств на них. У нас уже есть Арктический факультет, который много лет работает над вопросами освоения Арктики.

Сегодня руководству министерства транспорта и города мы также показали некоторые наши разработки. Первая из них, которая получила широкое распространение, это принципиальная концепция трехмерного компаса. До этого компас был двухмерный, а третья степень свободы достигалась погружением в жидкость. Мы предложили концепцию сухого компаса, на базе которой была выпущена его уменьшенная версия. В настоящее время этот компас используется и военными, и в авиации, и на флоте, в том числе за границей. Надо отметить, что тот прибор, который предложили мы, даже лучше работает в высоких широтах, чем обычный.

Дальше мы продемонстрировали наработки в области стратегии развития внутреннго водного транспорта до 2030 года. Сейчас очень большие потери происходят из-за затопления территорий во время паводков. На примере Краснодарского края наша аспирантка выполнила на эту тему работу.

Очень важным направлением представляется работа с курсантским составом и экипажами судов. У людей в процессе работы проявляется утомляемость и мы участвовали в разработке прибора, с помощью которого по пальцам испытуемого можно определить его психологическое состояние.

Также у нас есть крупнейшая среди учебных заведений гидротехническая лаборатория с действительно уникальным оборудованием, не имеющим аналогов. В ней проходят испытания, в том числе с паводковыми, русловыми процессами. Также имеется опытовый бассейн 120 м.

С развитием цифровой экономики важным направлением является информационная безопасность. В Институте водного транспорта мы имеем достаточно мощный факультет с большим количеством докторов наук, работающих над этими проблемами.

Сказано в беседе с ИАА «ПортНьюс».