Мнения

18 декабря 2018

(Генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачёв - О строительстве атомных ледоколов.)

- Мы подготовили обновлённый график, согласованный с Минпромторгом, по вводу первого головного, второго, первого и второго серийных универсальных ледоколов со сроками 2019, 2020 и 2021 годы.

Исходим из того, что они обеспечат нынешнее плато (до 2022 года) перевозок по Северному морскому пути. Для выхода на 80 млн тонн к 2024 году решение (правительства России - Ред.) о строительстве третьего и четвёртого серийных также реализуется. Проведены межведомственные консультации, мы определились по цене и срокам реализации, срокам сдачи – это 2024 год. И к 2026 году (конец 2025 года) – по третьему и четвёртому серийным.

Данный проект (третий и четвертый серийные) реализуется с большим привлечением коммерческого финансирования. Необходимые бюджетные средства в проекте бюджета учтены. И, насколько мне известно, Минэкономразвития по итогам совещаний уже внесло предложение о включении третьего и четвёртого серийных в комплексный план развития  транспортной инфраструктуры.

Достижение 80 млн тонн и движение к круглогодичному использованию Северного морского пути нам позволит обеспечить введение к 2024 году четырёх ледоколов средней мощности. Они начнут работать в Обской губе, в лёгких западных морях. Мощные ледоколы «Ямал» и «50 лет Победы», подходящие новые универсальные ледоколы можно использовать в восточном направлении, в тяжёлых льдах Восточно-Сибирского моря.

Но мощность будет ограничена, и мы выходим к 2027 году на запуск ледокола «Лидер», решение о строительстве которого уже принято, в рамках бюджетного финансирования на заводе «Звезда».

Мы должны до 2024 года получить не два всё-таки, а четыре ледокола средней мощности. Хотел бы подчеркнуть, что все они строятся за счёт коммерческого финансирования, без привлечения бюджетных средств. Нам важно лишь определиться с Министерством промышленности и торговли по тем верфям, которые способны выдержать эти сроки. Для нас они критически важны, поскольку финансирование коммерческое и любая задержка, любой уход вправо – это серьёзный риск и для инвестиционных проектов, и для финансовых показателей госкорпорации. В этом смысле поддерживаем в проекте решения соответствующий пункт – в третьем разделе №2 – и готовы оказать Минпромторгу всяческое содействие.

Понимаем, что вслед за головным «Лидером» должны пойти серийные. Их ввод и сроки запуска критически зависят не от прогнозов, а от конкретных дат и сроков наращивания перевозок в восточном направлении за горизонтом 2025 года.

Цитируется по стенограмме выступления в ходе правительственного совещания по вопросам развития Арктики.