Мнения

28 июня 2018

(Президент ОСК Алексей Рахманов - О развитии корпорации и перспективах гражданского судостроения.)

- Мы многое стараемся делать для развития корпорации. В частности, была разработана стратегия развития информационных технологий, которая включает полную цифровизацию работы корпорации. Мы совсем недавно утвердили техническую политику, которая фиксирует ключевые направления развития предприятий и развития корпорации в целом...

За последние годы объем гражданских заказов, исполненных нашими верфями, увеличился в 2,5 раза. Если раньше доля гражданского судостроения колебалась на уровне существенно меньше 10%, то в 2018 году мы выйдем на цифру, близкую к 16% гражданской продукции, далее перед нами стоит задача выйти на уровень 25% к 2025 году, а дальше - на исполнение поручения президента Российской Федерации по достижению паритета по стоимости между гражданскими и оборонными заказами.

Для нас важно, что растет объем заказов. Если сравнивать 2014 год и 2017 год, то мы сдали за этот период 54 ед. гражданских судов и морской техники, из них 11 в 2017 году - и именно они принесли рекордную для гражданского сектора выручку в 34 млрд руб...

На сегодняшний день верфями ОСК исполняются контракты по строительству 64 судов и единиц морской техники на общую сумму порядка 330 млрд руб...

Если обращаться к истории, то в 2014 году нами не было произведено ни одного рыболовного или круизного судна. При этом в 2016 году на «Янтаре» состоялась закладка головного траулера-сейнера, а на сегодняшний день в строительстве находится более 38 судов («более» потому, что ряд заказов находятся в стадии обсуждения).

Благодаря поддержке правительства сегодня «Янтарь», «Северная верфь», «Адмиралтейские верфи» (это в прошлом сугубо военные верфи), а также Выборгский судостроительный завод, который специализировался, в основном, на производстве ледоколов и судов высокого ледового класса, сейчас занимаются строительством сейнеров и различных рыболовецких судов. Контракты заключены на сумму более 70 млрд руб...

Помимо рыболовного флота мы впервые за 60 лет запустили программу обновления (круизного) флота: сегодня на верфях корпорации строится четыре круизных судна, последнее было заложено совсем недавно на заводе «Лотос», и здесь мы видим перспективу обновления как речного туристического флота, который работает на традиционных маршрутах, так и новых решений, таких как «Золотое кольцо», которое... позволит посетить города Золотого кольца России... При этом мы видим, что среди нынешних более чем 40 судов река-море большая часть - старше 30-35 лет, что говорит о том, что в ближайшее время обновление туристического флота также будет востребованным. Потребность мы оцениваем на уровне не менее 10-12 таких судов в течение ближайших 8-10 лет.

При этом мы двигаемся в сторону более универсальных судовых решений, в частности таких, как судно «Грифон», построенное Средне-Невским судостроительным заводом: это углепластиковый корпус, пассажирское судно на 150 пассажиров, может использоваться как для доставки пассажиров крупных океанских лайнеров, так и для перевозки пассажиров на короткие расстояния. Это уникальное решение с точки зрения весо-габаритных и скоростных параметров, это судно идет со скоростью, сопоставимой со скоростью «Ракет» и «Метеоров».

Не могу не остановиться и на строительстве на Балтийском заводе атомных ледоколов ЛК-60. Конечно, в этой работе есть достаточно много трудностей, но замечу, что мы впервые в мире строим ледоколы такой мощности и впервые этот ледокол  состоит целиком из основных российских систем и агрегатов. Это касается и вопросов электродвижения, и ядерного реактора и других систем, которые характеризуют ледокол как уникальное транспортное средство освоения Арктики.

Мы, конечно же, ждем решения межведомственной комиссии по определению места для строительства ледокола-лидера 120 мВт, мы искренне надеемся, что компетенции Балтийского завода станут, наверное, решающим фактором в принятии этого решения...

Сказано в ходе пресс-конференции, посвященной Дню кораблестроителя России, записано ИАА «ПортНьюс».