Мнения

30 марта 2018

(Исполнительный директор АСОП Серик Жусупов - О деятельности Ассоциации морских торговых портов России (АСОП))

- 2017 год был успешным для морской портовой отрасли Российской Федерации, что было отмечено на самом высоком государственном и профессиональном уровне.

 Операторы морских терминалов работали устойчиво и продемонстрировали рост перевалки грузов различной номенклатуры.

Грузооборот морских портов России за январь – декабрь  2017 года увеличился на 9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил практически 790 млн тонн, а производственные мощности портов – возросли до 1025 млн тонн.

По бассейнам лидерство сохраняют морские порты Азово-Черноморского бассейна с грузооборотом -  269,5 млн т (+10,4 %).

 Операторы морских терминалов Арктического бассейна перегрузили 74,2 млн т (+49,1%).

В портах Балтийского бассейна объём перевалки грузов увеличился до 247,5 млн т (+4,6%).

К сожалению, в морских портах Каспийского бассейна было перегружено всего лишь - 3,9 млн т грузов (снижение  на 34,1%), однако по результатам 2 месяцев текущего года рост составил 58%, в основном за счет значительного увеличения перевалки в Махачкале.

В морских портах Дальневосточного бассейна грузооборот за 2017 год увеличился до 191,7 млн т (+3,3%).

Столь значительные результаты деятельности портовиков неразрывно связаны с показателями наших смежников. Так, объем завоза груза железнодорожным транспортом в морские порты за отчетный год вырос на 5 %, а среднесуточная выгрузка – на 9 % и достигла рекордного показателя – практически – 14300 вагонов в сутки, объем грузов завозимых водным транспортом – увеличился на 10 %, а автомобильным на -11 %.

Особая благодарность портовиков и нашим стратегическим партнерам – Администрациям морских портов и Росморпорту.

Текущая деятельность рабочих органов Ассоциации осуществлялась в соответствии с программой работы Ассоциации морских торговых портов на 2017-2018 г.г. и планом взаимодействия с Министерством транспорта Российской Федерации.

Напомню, в июле 2017 года был принят Федеральный закон о внесении изменений в Закон о морских портах и отдельные законодательные акты, тем самым завершив длительный этап нашей совместной работы с Министерством транспорта и Росморречфлотом. Сейчас продолжается серьезная совместная работа по ряду подзаконных актов – это приказы Минтранса:

- О критериях неразрывной связи объектов инфраструктуры морского порта;
- О внесении изменений в Порядок сдачи в аренду федерального имущества, расположенного в морском порту;
- О Порядке подготовки и принятия решения о создании морского порта;
- Перечень объектов инфраструктуры морских портов;
- Типовая форма договора об организации работы по обеспечению перевалки грузов в морском порту, в котором определяются порядок взаимодействия, права, обязанности операторов морских терминалов и перевозчиков, осуществляющих перевозки грузов железнодорожным транспортом.

Также в июле 2017 года были внесены долгожданные изменения в Водный Кодекс, предусматривающие исключение необходимости оформления договора водопользования при оказании услуг по перевалке грузов, обслуживания пассажиров и отстою судов.

В настоящее время находятся на рассмотрении в Государственной думе законопроект о внесении изменений в Градостроительный Кодекс в части уточнения перечня особо опасных и технологически сложных объектов (инициатива группы СУЭК), а также проект изменений в Водный Кодекс - по исключению установленных ограничений водоохранных зон - на территории морского порта (инициатива «Балтийского балкерного терминала»).

Практически завершена работа по разработке Правил охраны труда в морских и речных портах, с участием ЦНИИМФ (инициатива группы СУЭК).

Безусловно,  в центре внимания работы Ассоциации находились вопросы выполнения поручений президента. В их числе: поручение по прекращению государственного регулирования цен на услуги в морских портах и исключения из реестра естественных монополий операторов морских терминалов и компаний оказывающих услуги по буксировке судов. Также АСОП активно участвует в разработке предложений по внедрению современных экологических технологий по перевалке угля.

Специалисты АСОП участвовали в разработке изменений:

- в федеральный закон «О государственной границе Российской Федерации» и нормативные акты по режиму в пунктах пропуска;

-  реализации мер по совершенствованию государственных надзорных функций в морских пунктах пропуска через государственную границу;

 - по внесению изменений в законодательство о транспортной безопасности и правоприменительной практике в этой сфере по аттестации работников и сертификации оборудования;

- по применению законодательства об экологии в морских портах и технического  регулирования деятельности в морских портах.

В 2017 году решением Совета директоров создан Комитет по экологии и охране окружающей среды Ассоциации торговых морских портов.

Задачами комитета на ближайший период будут вопросы правового и нормативного регулирования в области экологического законодательства при строительстве и эксплуатации морских портов.

В декабре 2017 году были подписаны Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии с Саморегулируемой организацией Союз операторов железнодорожного транспорта и Соглашение о взаимодействии между Ассоциацией, Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. Подписанные соглашения направлены на совершенствование нормативно-правовой базы в вопросах взаимодействия операторов морского транспорта с операторами железнодорожного подвижного состава, а также в сфере охраны окружающей среды.

В марте текущего года Ассоциация присоединилась к декларации добросовестных участников внешнеторговой деятельности, тем самым подтверждая свою приверженность неукоснительному соблюдению требования таможенного  законодательства и повышению статуса в рейтинге Всемирного банка.

Цитируется из выступления в ходе общего собрания членов АСОП (31 Конференции) в Санкт-Петербурге 29 марта 2018 года.