Мнения

20 июля 2017

(Гендиректор Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин - О значении поправок в закон о морских портах с точки зрения взаимодействия портов и железной дороги.)

- Принятые поправки направлены на установление прав и обязанностей перевозчика по железной дороге и оператора морского терминала. Определены условия договора на основании которого должно выстраиваться их взаимодействие и нормирование.

Наличие четкие критериев и норм однозначно повысит ответственность сторон.

В тоже время, история проблемы взаимодействия морских портов и железнодорожников имеет глубокие корни. Взаимные претензии ежегодно звучат на различных общественных и профессиональных площадках, озвучиваются на совместных селекторах и совещаниях.

Претензии зеркальные: неравномерный подход поездов, невыполнение суточных норм переработки и выгрузки и т.д.

К сожалению, я не уверен, что принятые изменения позволят избавиться от данных проблем.

Единые технологические процессы взаимодействия давно подписаны и утверждены, но они не выполняются.

Для стабилизации процессов необходимо не просто создание локальных логистических центров, которые анализируют подходы судов и поездов в разрезе номенклатур и судовых партий, а планирование по станциям отправления в разрезе грузовладельцев и номенклатуры грузов, контроль за их продвижением, оценкой погодных условий и введения конвенций, планирование отставления поездов.

Особое направление - это сменно-суточное планирование по районам порта и операторам морского терминала с учётом собственников подвижного состава. Ритмичность обмена вагонными парками, своевременный вывод порожних вагонов, подгруппировка вагонов на станциях примыкания и ближних подходах являются залогом успешной работы. Но именно на этом участке не удаётся пока наладить личностное и межкорпоративное взаимодействие. Накопившиеся годами «обиды» являются серьёзным камнем преткновения для дальнейшего движения вперёд и организации четкого взаимодействия.

Конечно, принятый закон устанавливает дополнительные, но не новые правила. Но их выполнение зависит от воли людей, которые уже привыкли годами перекладывать вину друг на друга. Есть в некоторых портах образцы для подражания, там коллективы эффективно взаимодействуют и вагонообмен работает «как часы». Но это, в основном, монопорты, работающие с одной или несколькими номенклатурами. В любом случае, положительные примеры есть, и необходимо тиражировать их на все порты, а принятый закон предоставляет для этого дополнительные возможности. Дело за малым - за исполнителями.

Комментарий предоставлен ИАА «ПортНьюс».