• 29 апреля 2015

    Генеральный директор ОАО «ВНИПИнефть» Владимир Капустин

    О балансе производства судового топлива с учетом четырехсторонних соглашений по модернизации НПЗ

    - Согласно Приложению VI Конвенции MARPOL (International Convention for the Prevention of Pollution from Ships), которая принималась под эгидой Международной морской организации (ИМО), с 2015 года в регионах особого контроля выбросов серы (SECA), к которым относятся Балтийское и Северное моря, ограничен максимальный уровень ее содержания в судовом топливе до 0,1%. Международная морская организация (ИМО), куда помимо России входят 169 государств-членов, отвечает за повышение надежности и безопасности судоходства в области международной торговли и за предотвращение загрязнения моря с судов.

    К российским портам Балтийского моря относятся Петербург, Приморск, Высоцк, Выборг, Усть-Луга, Калининград и Пассажирский порт Санкт-Петербург. Содержание серы в судовых топливах, согласно требованиям «Технического регламента» - не более 1,5% масс.

    Производство мазута с содержанием серы 0,1% технологически сложно и практически не имеет экономической целесообразности для производителей. Так что, скорее всего, на суда будет поставляться топливо дизельное  с содержанием серы до 0,1%, или устанавливаться скруберные установки для очистки выбросов. Теоретически не исключено внедрение судовых установок, работающих на сжиженном природном газе. Производство малосернистого дизельного топлива сегодня сбалансировано с потребностями рынка автомобильных топлив России и Европы и расширение его использования на рынке судовых топлив может привести к нарушению сложившегося баланса.

    Наиболее вероятным является замещение мазута дистиллятами (маловязкое судовое топливо, дизельное топливо) с содержанием серы до 0,1%. Дефицита этого топлива в России нет, и абсолютно все потребности портов в Северо-Западном регионе будут удовлетворены. Тем не менее, требуется организация производства нового для рынка продукта взамен малосернистому мазуту. Но, учитывая, что дистилляты значительно дороже мазута, подобное замещение приведет к удорожанию морских перевозок, что, в конце концов, может привести к изменению товаропотоков, а, возможно, и к снижению грузооборота портов.

    К 2040 году мировой спрос на дизель вырастет на 40%, доля дизеля в потребляемом топливе увеличится до 32,5%. Основной отраслью, формирующей спрос на ДТ, останется транспорт (автомобильный, железнодорожный, внутренний водный, морской). Прирост потребления будет реализован за счет роста спроса в морском транспорте на бункерное топливо (20% прироста) и автомобильном транспорте (65%). Сейчас доля дизеля в потребляемом топливе в морском транспорте составляет 18%, к 2040 году она по прогнозам должна увеличиться до 40%.

    Прошлогоднее резкое снижение цены на нефть вызвало ряд проблем в нефтеперерабатывающей отрасли, что отразилось на динамике производства и потребления дизеля на российском рынке. Основные из этих проблем – приостановка инвестпроектов, выбор дешевых проектов при переработке тяжелых остатков, снижение рентабельности нефтепереработки. Падение курса рубля повлекло резкое возрастание капвложений при закупке импортного оборудования, лицензий, комплектующих деталей, а также рост цен на дизтопливо. Приостановка проектов, перенос сроков введения мощностей и снижение инвестиций характерны для нефтеперерабатывающих предприятий всех уровней, в том числе крупнейших НК.  В 2014 году были введены в эксплуатацию три установки гидроочистки дизельного топлива, еще одну планируется запустить в 2015 году. При этом количество перенесенных проектов гораздо больше. Причины переносов очевидны – это увеличение стоимости проектов, срывы сроков поставок оборудования, сокращение инвестиционных программ нефтяных компаний.

    Решение проблем с переносом запуска проектов возможно через импортозамещение. Необходимо использовать отечественные технологии, оборудование и услуги российских инжиниринговых компаний; разрабатывать катализаторы; создавать технологии для эффективного производства ДТ с требуемыми экологическими и эксплуатационными характеристиками. По подсчетам «ВНИПИнефть», возможность импортозамещения оборудования в процессах гидроочистки и гидрокрекинга для производства дизельного топлива составляет до 90%.

    С подробным докладом на данную тему Владимир Капустин выступит на  VIII Форуме «Современное состояние и перспективы развития российского бункерного рынка», который пройдет в Санкт-Петербурге 25-26 июня 2015 года. Организатором мероприятия выступает СРО «Российская Ассоциация Морских и Речных Бункеровщиков». Дополнительная информация по тел 380-43-88 или по ссылке >>>>


Данный раздел не адаптирован под мобильные устройства.
Для перехода на главную страницу нажмите на ссылку

This section is not adapted to mobile devices.
To go to the home page, click on the link