• 21 апреля 2015

    Вице-президент по инвестициям и развитию Транспортной группы FESCO Константин Кузовков

    О факторах, препятствующих развитию транзита в России и путях их преодоления.

    - В России перевалка контейнеров составляет 5,3-5,5 млн TEUs в год. Между тем, объем торговли между только одним Китаем и Европой по морю составляет около 20 млн TEUs в год, из этого объема транзитный контейнерный поток, по разным оценкам, составляет порядка 100 тыс. TEUs. Из этого понятно, какой значительный потенциал для развития транзита есть у нашей страны. Но есть ряд факторов, которые этому мешают.

    Из фундаментальных препятствий - транзит будет всегда дороже. Потому что ясно, что морская перевозка дешевле. Девальвация эту разницу в стоимости перевозки из Китая в Европу по морю и по Транссибу несколько снизила, но все равно, стратегически мы видим, что за исключением прошлого года тарифы на перевозку РЖД будут скорее расти, а на морскую перевозку, скажем, из Шанхая в Роттердам, скорее будут падать. По крайней мере последние лет 10 они падали процентов по 5-10 в год из-за избыточного тоннажа на рынке морских контейнерных перевозок. Вторая история - это отсрочка платежа: при морской перевозке вы платите тогда, когда судно пришло в порт назначния, а на железной дороге вы платите до отправки груза.

    Второй блок вопросов связан с таможенными процедурами. Они у нас занимают несколько дней, в частности, если говорить по Владивостоку - то от двух до десяти. Все при этом знают истории таких портов, как, например, Сингапур, где на секунды идет счет по таможенному оформлению грузов. Ясно, что здесь нужно что-то делать...

    Также важно все, что касается координации. Интермодальные перевозки оттого и интермодальные, что задействуют разные типы подвижного состава, все это нужно координировать. И здесь играет роль объективная сложность нашей страны - это ее большая территория и наличие на ней коммуникационной инфраструктуры и т.п.

    Еще один момент - это балансировка. Когда мы говорим о грузопотоке в России, то он идет преимущественно в одну сторону. Экспорт - это сырьевые грузы, в основном навалочные, идут из России на Восток, если говорить о торговле с Азией, а наш импорт, состоящий преимущественно из контейнерных грузов, идет в страну с востока на запад. И здесь возникает проблема с обратным наполнением контейнеров. У морских перевозчиков, таких как Maersk, если они глобальные, есть возможность в масштабах всей планеты балансировать загрузку своих мощностей и за счет этого снижать цены, нам же это делать значительно сложнее, хотя мы пытаемся.

    И последний момент с точки зрения препятствий развитию транзита - это, конечно,инфраструктура. Многое уже было сделано и мы искренне благодарны коллегам из РЖД за их работу по ликвидации узких мест, созданию современных логистических комплексов, терминалов... но многое еще нужно сделать.

    Что хотелось бы сделать? Интересная история с тарифной политикой на железной дороге. Если ставить развитие транзита как общеотраслевой приоритет, то, конечно, хотелось бы видеть здесь некую координацию усилий. Возможно, это некое особое ценообразование в интермодальной перевозке, возможно, это отсрочки платежа...

    В рамках отрасли хотелось бы координировать внедрение всевозможного электронного обмена данными, поскольку сейчас много усилий уходит как раз на обмен информацией.

    С точки зрения инфраструктурных моментов, мы с радостью и удовлетворением услышали инициативу нашего президента о статусе свободного порта во Владивостоке... Ясное дело, что это повысит транзитную привлекательность.

    На Транссибе мы чувствуем ограничения по пропускной способности и на подходах к порту, и на магистрали. Конечно, при развитии транзита от ликвидации узких мест никуда не уйти.

    По терминальной инфраструктуре хотелось бы дальнейшего развития совместно с партнерами по Евразийскому экономическому союзу.

    Очень бы желательно было внедрить на таможне предварительное декларирование транзита. Эта тема начата, но не доведена до конца. Большая отдельная тема - это использование одного кода ТНВД при декларировании транзита, сейчас приходится делать несколько. Потенциально было бы неплохо исключить осмотр транспортного средства при транзите или по крайней мере не делать его стопроцентным. Очень хорошая практика сложилась во Владивостоке, где работа таможенных постов сделана круглосуточной.

    Из выступления в ходе конференции «ТрансРоссия 2015» в Москве. Записано ИАА «ПортНьюс».


Данный раздел не адаптирован под мобильные устройства.
Для перехода на главную страницу нажмите на ссылку

This section is not adapted to mobile devices.
To go to the home page, click on the link