Все новости

30 августа 2019 13:31

Опубликован проект постановления правительства РФ о финансировании строительства ледокола-лидера в объеме 127,58 млрд руб.

Опубликован проект постановления правительства России о финансировании строительства ледокола-лидера в объеме 127,58 млрд руб. за счет средств федерального бюджета (с учетом НДС). Как указано в пояснительной записке к проекту, госкорпорацией «Росатом» совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и предприятиями-недропользователями произведен расчет потребности в атомном ледокольном флоте для обеспечения круглогодичной навигации по Северному морскому пути (СМП) и обеспечения грузопотока по нему до 100 млн тонн к 2030 году.

В соответствии с заявками недропользователей ожидается, ‎что к 2030 году будут введены в действие новые арктические проекты  ‎с увеличением грузопотока по СМП: в западном направлении – до 58,7 млн тонн в год (по оценке Минприроды России и Минтранса России – до 30-35 млн тонн в год); в восточном направлении – до 129 млн тонн в год (по оценке Минприроды России и Минтранса России – до 70-80 млн тонн в год).

Прогнозируется, что 70% от общей добычи углеводородного сырья будет направляться в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Совокупная потребность в атомных ледоколах на пике перевозок в российском секторе Арктики после 2030 года может составлять до восьми единиц с обеспечением коммерческой скорости доставки грузов до потребителя (покупателя) в 10-12 узлов.

Для обеспечения ледокольной проводки судов компаний-недропользователей, с учетом продления срока эксплуатации действующих атомных ледоколов, строительства в АО «Балтийский завод» серии из трех универсальных атомных ледоколов (УАЛ) проекта 22220 мощностью 60 МВт, а также начала строительства на указанной верфи еще двух серийных УАЛ, для наращивания ледокольных мощностей в восточном секторе Арктики требуется строительство инновационных атомных ледоколов проекта 10510 «Лидер» (ледокол «Лидер»).

Начало эксплуатации ледоколов «Лидер» требуется при превышении грузопотока в восточном секторе Арктики 30-50 млн тонн в год для обеспечения круглогодичной навигации по восточному маршруту акватории СМП.

‎С учетом планируемых сроков строительства и ввода в эксплуатацию указанных ледоколов, основанных на прогнозах объема грузопотока в 2020-2030 гг., первоочередной задачей является начало строительства головного ледокола «Лидер» в серии из трех судов.

В связи с реализацией в Арктической зоне Российской Федерации крупных инвестиционных проектов по добыче и транспортировке в восточной части акватории СМП полезных ископаемых компаниями- недропользователями, увеличивается потребность в инновационных мощных ледоколах «Лидер» для обеспечения транспортировки судов с полезными ископаемыми, включая СПГ, в акватории СМП в страны Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. Данная транспортировка возможна только с помощью указанных судов нового типа для обеспечения круглогодичной навигации в восточной части акватории СМП.

Принятие инвесторами крупных инвестиционных проектов по добыче и транспортировке в восточной части акватории СМП полезных ископаемых инвестиционных решений о их реализации во многом зависит от обеспеченности проектов ледокольной проводкой, что создает дополнительный спрос на услуги атомного ледокольного флота и, в то же время, влияет на принятие таких решений. Строительство головного ледокола «Лидер» положительно скажется на запуске этих и подобных инвестиционных проектов.

Инвестиционный проект по строительству головного ледокола «Лидер» предполагает строительство инновационного судна по концептуальному техническому проекту 10510. Реализация инвестиционного проекта позволит расширить в Арктическом регионе группировку современных атомных ледоколов новых типов. Головной ледокол «Лидер» позволит обеспечить круглогодичную навигацию в восточной части акватории СМП впервые в истории судоходства по данной транспортной магистрали.

Инвестиционный проект по строительству головного ледокола «Лидер» в объеме 127 577,23 млн руб. с учетом НДС по ставке в соответствии ‎с законодательством Российской Федерации планируется профинансировать за счет средств федерального бюджета.

Вопрос размещения заказа на строительство ледоколов «Лидер» проработан в рамках работы межведомственной рабочей группы по выбору места строительства ледокола «Лидер» под руководством заместителя председателя правительства Российской Федерации Юрия Борисова. ‎

По итогам работы межведомственной рабочей группы ‎в совместном обращении заместителя председателя правительства Российской Федерации Борисова Ю.И. и главного исполнительного директора, председателя правления, заместителя председателя Совета директоров ПАО «НК «Роснефть» Сечина И.И. к президенту Российской Федерации Путину В.В. даны предложения об организации строительства головного и двух серийных атомных ледоколов «Лидер». Во исполнение указания президента Российской Федерации от 11.09.2018 № Пр-1679 выпущено распоряжение правительства Российской Федерации от 27.03.2019 №538-р об определении ООО «ССК «Звезда» единственным исполнителем работ по строительству атомного ледокола проекта 10510 «Лидер».

Создаваемые в настоящее время на судостроительном заводе  ООО «ССК «Звезда» мощности обеспечат возможность строительства ледокола «Лидер». Для выполнения отдельных работ также может быть обеспечено привлечение специалистов, опыта и компетенций отечественных судостроительных заводов, обладающих опытом строительства ледоколов  и кораблей с ядерными энергетическими установками.

Расположенное в г. Мурманске предприятие ФГУП «Атомфлот», подведомственное Государственной корпорации «Росатом», обладает необходимой инфраструктурой и компетенциями для обеспечения эксплуатации современных ледоколов «Лидер». Докования судов, ‎при необходимости, могут быть обеспечены в доке ООО «ССК «Звезда».

Строительство и ввод в эксплуатацию головного ледокола «Лидер» позволяет увеличить грузопоток не менее чем на 10 млн тонн и обеспечить круглогодичную навигацию в восточной части акватории СМП за счет обеспечения ледокольной проводки судов при вывозе полезных ископаемых, включая СПГ с месторождений п-ова Ямал и п-ова Гыдан, в страны Азиатско-Тихоокеанского региона в восточном секторе Российской Арктики.

Выполнение данной задачи позволит сохранить достигнутые во исполнение пункта 15 указа президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» результаты и обеспечить дальнейшее развитие после 2024 года, а также растущие потребности компаний-недропользователей в ледокольной проводке ‎в восточном секторе Арктики, и в целом обеспечит необходимую модернизацию транспортной инфраструктуры СМП для осуществления круглогодичной навигации в акватории СМП путем наращивания ледокольных мощностей в Арктике.