• 1 июня 2016 08:00

    Россия может столкнуться с дефицитом полувагонов - эксперты

    Продолжение ускоренного списания полувагонов при сохранении объемов закупок на текущем уровне может привести к возникновению их дефицита. Однако, по оценкам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), при этом из-за увеличения скорости доставки грузов на сети ОАО «РЖД» и повышения качества взаимодействия участников перевозочного процесса потребность отрасли в полувагонах за 2014-2016 гг. уже снизилась на 54 тыс. единиц (12,2%), на текущий момент тренд на ее снижение сохраняется.
     
    Соответствующий вывод сделан в рамках опубликованного аналитического доклада ИПЕМ «Грузовой железнодорожный транспорт России в 2010-2015 гг.». Доклад включает анализ основных показателей работы отрасли, динамики обновления и износа производственных фондов, изменений, произошедших в сфере тарификации перевозки грузов, а также сравнение деятельности железных дорог в России и ряде зарубежных стран.
     
    В 2010-2015 гг. в результате либерализации вагонного сегмента железнодорожных перевозок был существенно обновлен парк грузовых вагонов: на сеть железных дорог общего пользования было поставлено 436,6 тыс. грузовых вагонов, списано – 257,4 тыс. ед. Основную долю, как в структуре закупки, так и в структуре списания, составили полувагоны. На конец 2015 года парк грузовых вагонов принадлежности Российской Федерации составил 1 151 тыс. ед. Средний возраст грузового вагона в 2010-2015 гг. снизился на 13% и в 2015 году составил 14,5 лет. Кроме этого в 2013-2015 гг. происходила активная закупка вагонов с улучшенными техническими характеристиками, к концу 2015 года объем парка инновационных вагонов составил 33,4 тыс. ед.
     
    При этом, по оценкам ИПЕМ, объем закупок полувагонов в 2015 году относительно 2014 года сократился почти в 2 раза при одновременном более чем трехкратном  увеличении объема списания. Тенденция сокращения объема приобретения полувагонов при одновременном увеличении списания продолжилась и в I квартале 2016 года. Всего общий парк полувагонов с максимального значения в 563 тыс. ед., достигнутого в 2014 году, сократился до 497 тыс. ед. в I квартале 2016 года.
     
    Продолжение ускоренного списания полувагонов при сохранении объема закупки на текущем уровне может привести к возникновению дефицита полувагонов. Однако в последние два года усиливается действие ряда технологических факторов, приводящих к снижению потребного парка. Среди них - увеличение скорости доставки и повышение качества взаимодействия участников процесса перевозки.
     
    Так, в 2010-2014 годах оборот грузового вагона увеличился на 26,9% (с 13,4 до 17 суток), однако в 2015 году оборот грузового вагона сократился до 16,5 сут. При этом оборот полувагона в 2015 году по сравнению с 2014 годом сократился с 14,2 до 13,4 сут., а в марте 2016 года уже составил 12,8 сут. Таким образом, оборот полувагона с января 2014 года по март 2016 года сократился на 19% - с 15,8 до 12,8 сут. Также в последние два года произошло увеличение скорости и надежности доставки грузов и порожних вагонов: средняя скорость доставки груженой отправки в полувагонах увеличилась на 14,6% (с 370 до 424 км/сут), порожней – на 39,2% (с 230 до 320 км/сут).
     
    Оптимизация же взаимодействия между портами, владельцами грузовых вагонов и ОАО «РЖД» позволила достигнуть в I квартале 2016 года показателя среднесуточной выгрузки в основных портах в 0,42 млн т/сутки (на 15,7% выше уровня I квартала 2014 года). При этом время нахождения полувагона под выгрузкой в портах за рассматриваемый период сократилось на 2,1%.
     
    В результате, в январе 2014-марте 2016 гг. под воздействием разнонаправленных факторов (см. график) потребный парк полувагонов сократился на 54 тысячи единиц или 12,2%. Сокращение потребного парка вагонов при сохранении и увеличении грузооборота означает более эффективное использование основных производственных фондов и позволяет достичь экономии совокупных транспортных затрат в отрасли. По оценкам ИПЕМ, дальнейшее сохранение тренда на снижение потребности в полувагонах может в некоторой степени компенсировать потенциальный дефицит вагонного парка, вызванный ускоренным объемом списания и сохранением закупок новых полувагонов на низком уровне.




29 марта 2024

15:38 Росморречфлот: Программа «Генеральная уборка» должна быть расширена на акватории всех морских портов России
15:19 Порт Хельсинки в 2023 году вышел на положительный финансовый результат впервые после пандемии
14:56 Александр Новак: Необходимо синхронизировать развитие СМП с другими программами
14:38 Северная верфь планирует в 2024 году перезапустить проект строительства эллинга
14:17 Росморречфлот ожидает в 2024 году увеличение мощностей морских портов России до 1,4 млрд тонн
14:04 Опубликован проект правил перевозки пассажиров, багажа, грузов для личных нужд на внутреннем водном транспорте
13:46 «Нордик Инжиниринг» завершил этап разработки трехмерной модели судна проекта NE028 «Лотос»
13:21 Вице-губернатор Санкт-Петербурга подтвердил трудности с ценообразованием при строительстве судов
13:00 Субъекты РФ планируется наделить полномочиями по ограничению судоходства в экологических целях
12:37 Андрей Тарасенко назначен руководителем Росморречфлота
12:19 Траулер-процессор проекта 170701 «Капитан Абакумов» для «Норебо» спущен на воду в Санкт-Петербурге
12:08 Дизель-электроход «Василий Головнин» завершил антарктическую экспедицию 2023-2024 годов
11:47 Владелец судна Hai Jin Jiang согласился выплатить штраф за разлив нефтепродуктов в порту Новороссийск
11:33 На очередном перегоне Байкало-Амурской магистрали открыто движение по новому пути
11:11 Построенный на верфи «Пелла» в Ленобласти рейдовый буксир проекта 90600 «Ижорец» завершает государственные испытания
10:49 Глава Бурятии: Развитие туризма на Байкале требует обновления круизного флота
10:26 В Росморречфлоте поддержали идею о создании речного оператора при участии РЖД
10:07 Новую верфь в России планируется создать в виде вертикально интегрированной компании с разными компетенциями
09:28 На траулере проекта СРТМ4470 «Кулой» поднят государственный флаг РФ
09:06 В рамках проекта «Санкт-Петербург Марина» к 2026 году планируется построить объекты для хранения и ремонта судов
08:43 Число судов для разъездных целей в морских портах Астрахань и Оля увеличено до 5 единиц
08:21 Отряд боевых кораблей Тихоокеанского флота зашел в Красное море в рамках дальнего морского похода
08:00 Опубликована часть программы научно-деловых мероприятий Международного военно-морского салона «Флот»

28 марта 2024

19:00 Минэнерго США: Перебои в работе порта Балтимор повлияют на объемы экспорта угля из страны в 2024 году
18:47 Подготовлен проект постановления правительства РФ о переходе на электронный документооборот на транспорте
18:38 АСОП избрала новый состав совета директоров
18:24 Росморпорт ищет поставщика служебно-разъездного катера для нужд Астраханского филиала
18:07 Морспасслужба более 40 раз за зиму использовала беспилотники для мониторинга ЧС в дальневосточных акваториях
17:51 Навигация 2024 года открылась на пригородном маршруте Самара — Подголятино
17:39 Работа над перечнем мероприятий федпроекта развития опорной сети морских портов России завершится в апреле
17:22 Заключена концессия на строительство перегрузочного комплекса в порту Новороссийск
17:01 Контейнерный рынок России за январь-февраль 2024 года увеличился на 18%
16:56 Объем внешней торговли Китая в январе-феврале 2024 года возрос на 8,7%
16:34 Правительство РФ в ближайшее время утвердит паспорт третьего этапа развития Восточного полигона
16:13 Китай нарастил импорт сырой нефти в январе-феврале 2024 года на 5,1%
15:52 Морское грузопассажирское судно арктического класса заложено в Самаре
15:42 Суд Ярославля рассмотрит дело в отношении капитана теплохода «Москва-208» из-за оказания небезопасных услуг
15:21 Китай увеличил импорт угля в январе-феврале 2024 года на 23%
14:59 Чистая прибыль «Порта Тольятти» в 2023 году выросла в 2,9 раза — до 230,4 млн рублей
14:35 В Красноярском крае наложен арест на теплоход «М.Ю. Лермонтов»
14:13 Bureau Veritas выдало первый в мире сертификат на плавучую морскую солнечную технологию
13:49 Мировой импорт СПГ в январе-феврале 2024 года вырос на 3,7% — до 72,8 млн тонн
13:24 Первое высокоскоростное пассажирское дизель-электрическое судно из углеродного волокна спущено на воду в Гонконге
13:02 На Адмиралтейских верфях заложили автономный глубоководный аппарат «Сергей Бавилин» для ВМФ России
12:38 Avikus заявила о снижении расхода топлива на 15% у автономного балкера дедвейтом 325 тыс. тонн
12:17 Кассация приняла к производству жалобу Wartsila на взыскание 2,37 млн евро по иску Адмиралтейских верфей
11:56 В порту Новороссийск до конца 2025 года планируется построить комплекс перевалки железнорудного сырья
11:35 Вывоз удобрений из РФ планируется ограничить объемом в 19,74 млн тонн с 1 июня по 30 ноября 2024 года
11:13 Товарооборот Приморья и Китая в 2023 году увеличился на 15% — до $8,5 млрд
10:54 Чистая прибыль ОАО «Тверской порт» за 2023 год упала в 22,8 раза
10:10 На Амурском судостроительном заводе запланирована реконструкция спускового комплекса
09:49 Судоремонтный и судостроительный кластер создадут в Приморье в 2024 году
09:26 Загрузка холодильных мощностей в портах Приморья снизилась с 51% в середине февраля до 40% в конце марта
09:03 Владивостокский автомобильный терминал в 2023 году обработал более 72 тыс. машин
08:41 Подготовлен проект изменений в Обязательные постановления в порту Усть-Луга
08:22 Объявлены сведения о глубинах и проходных осадках судов в порту Пригородное (Сахалин)
08:00 К услугам Азово-Черноморского бассейнового филиала Росморпорта открыт электронный доступ

27 марта 2024

19:00 Опубликован проект новой редакции Обязательных постановлений в порту Кандалакша
18:34 «Большая семерка» обдумывает возможность снижения потолка цен на российскую нефть
18:16 Контейнерооборот FESCO между Россией и Китаем за 2023 год увеличился на 23% — до 350 тыс. TEU
17:52 Казахстан в ближайшее время приступит к строительству контейнерного хаба в порту Актау
17:29 В ОСК развернули киберполигон для обучения сотрудников противодействию хакерским атакам
17:13 На строительство водных судов из средств ФНБ выделено еще 1,23 млрд рублей
16:51 FESCO рассчитывает сделать регулярными экспортные отправки рыбопродукции из Мурманска в Азию
16:34 Буксир Росморпорта «Рейдовый-43» должен пройти классификационный ремонт до 25 января 2025 года
16:12 Корабли Тихоокеанского флота провели противолодочное учение у берегов Камчатки
15:38 Первый этап контейнерного терминала мощностью 500 тыс. TEU будет завершен в порту Тамань в 2028 году
15:15 Росморпорт закажет концептуальный проект судоремонтного предприятия в порту Усть-Луга
14:54 Ледокол «Евпатий Коловрат» в рамках завершения заводских ходовых испытаний вышел в Авачинский залив
14:36 В Нижегородской области началась работа по строительству плавдока для архангельского СРЗ «Красная Кузница»