• 5 ноября 2015 15:29

    Экспертный совет «Транснефти» отметил высокие риски транспортировки нефти через проливы Босфор и Дарданеллы

    Экспертный совет ОАО «АК «Транснефть» признает важность обеспечения экономической и стратегической безопасности транспортировки нефти через международные проливы и каналы в контексте возросшей геополитической нестабильности в ряде регионов, говорится в заявлении компании, распространенном пресс-службой.

    По мнению участников заседания Экспертного совета, состоявшегося 26 октября 2015 года, эта проблема актуальна как для представителей добывающих, нефтетранспортных компаний, специалистов нефтяной отрасли, так и для экспертов и аналитиков международной торговли. По данным статистического обзора мировой энергетики British Petroleum, общемировой уровень добычи нефти в прошлом году достиг 4,22 млрд тонн, включая сырую нефть, шельфовую нефть, добычу из нефтеносных песков и газоконденсат. Согласно разным источникам, от 50% до 60% этого объема транспортируется по воде. Часть пути географически неизбежно проходит через морские проливы.Существуют различные категории рисков этого транзита: политические, технологические, логистические, экологические. В настоящее время актуализировалась угроза террористических актов.

    Участники Экспертного совета выделяют семь наиболее проблемных морских участков для транспортировки нефти и нефтепродуктов: Черноморские проливы Босфор и Дарданеллы, Датские проливы, Суэцкий канал, Баб-эль-Мандебский пролив, Малаккский пролив, Ормузский пролив. Эксперты подчеркивают, что любой перебой в поставках может привести к нестабильности на рынке углеводородов и существенным материальным потерям для компаний и национальных экономик.

    Черноморские проливы Босфор и Дарданеллы - самые загруженные в мире. При этом они остаются одним из основных маршрутов для экспорта нефти и нефтепродуктов из России и Каспийского региона. Существующая динамика и прогнозы указывают только на дальнейшее повышение загруженности проливов. По данным IHS Energy, общий объем транспортировки нефти (сырой нефти и нефтепродуктов) через Босфор в 2014 году оценивается в 124,4 млн тонн (2,49 млн баррелей) в день. Участники Экспертного совета констатировали вероятное значительное влияние запуска второй очереди Каспийского трубопроводного консорциума, которое запланировано в ближайшем будущем, как на рост грузооборота как крупнейшего российского порта Новороссийска, так и на увеличение объемов транспортировки нефти через Черноморские проливы. Ожидается, что расширение КТК привлечет в Новороссийск дополнительные 30 млн тонн нефти в год.

    Экспертный совет отмечает особую значимость вопросов, связанных с обеспечением безопасности транспортировки нефти через проливы Босфор и Дарданеллы. В силу природных особенностей, экологических ограничений и экономических интересов использование этого транспортного маршрута вызывает ряд противоречий. Прежде всего существующие природные условия осложняют транзит через Босфор. Длина пролива составляет 33,4 км, средняя ширина – 2 км, самое узкое место – 700 м, наименьшая глубина на фарватере – 20 м. Этот маршрут считается одним из самых сложных для прохода крупных судов: он изобилует излучинами, отмелями, подводными скалами и опасными течениями. В осенне-зимний период могут происходить резкие перепады температуры. Кроме того, существуют повороты, превышающие 45º, и каждое судно вынуждено около двенадцати раз менять курс.

    Специалисты полагают, что риски экологических катастроф в акватории Черноморских проливов определяются не столько объемами грузооборота, сколько интенсивностью судоходства и дедвейтом отдельно взятого танкера. Главная проблема, таким образом, заключается не в увеличении объема перевозок, а именно в уменьшении тоннажа танкеров, следующих через пролив, и, как следствие, в увеличении их количества. В случае снижения количества судопроходов через пролив можно получить уменьшение этих рисков даже в большей степени, нежели даст фактическое снижение объемов транспортируемой нефти. Кроме того, серьезную опасность представляет поперечное судоходство, которое совершается преимущественно судами турецкой стороны. Именно неурегулированное поперечное движение часто становится причиной аварий в проливе.

    В современных условиях исключительную актуальность приобрели вопросы правового режима международных проливов. Некоторые проливы целиком находятся под юрисдикцией одного государства, однако их правовой режим в целом соответствует международно-правовым нормам. Режим других международных проливов более сложен, поскольку он вытекает из специально заключенных международно-правовых документов.Так, проход через Черноморские проливы регулируется Конвенцией Монтре 1936 года.

    Однако Турция, невзирая на положения международного договора, в одностороннем порядке, без согласования с международными организациями и странами региона, систематически ужесточает правила прохода судов через проливы. Одновременно отмечаются попытки вывести проливы из-под международной юрисдикции.

    Участники заседания Экспертного совета ОАО «АК «Транснефть» пришли к следующим выводам: во-первых, существует несколько сценариев разной степени оптимистичности по поводу масштабов транспортировки нефти через Черноморские проливы. На процесс сценарного прогнозирования может оказать очевидное влияниереализация второй очереди КТК. Во-вторых, несмотря на разнообразие рисков транспортировки нефти и нефтепродуктов через международные проливы и каналы, в сегодняшней ситуацииони не в состоянии повлиять на общую структуру транзита и существенно уменьшить его масштабы. В-третьих, при диверсифицированном правовом режиме международных проливов и каналов и в условияхразличных интересов стран, которые участвуют в мировой торговле и производстве нефти и нефтепродуктов,очевидны иобщие интересы ответственных игроков. Эти интересы обусловлены необходимостью исполнения существующих договоров и обеспечения безопасности транспортировки.


28 марта 2024

18:07 Морспасслужба более 40 раз за зиму использовала беспилотники для мониторинга ЧС в дальневосточных акваториях
17:51 Навигация 2024 года открылась на пригородном маршруте Самара — Подголятино
17:39 Работа над перечнем мероприятий федпроекта развития опорной сети морских портов России завершится в апреле
17:22 Заключена концессия на строительство перегрузочного комплекса в порту Новороссийск
17:01 Контейнерный рынок России за январь-февраль 2024 года увеличился на 18%
16:56 Объем внешней торговли Китая в январе-феврале 2024 года возрос на 8,7%
16:34 Правительство РФ в ближайшее время утвердит паспорт третьего этапа развития Восточного полигона
16:13 Китай нарастил импорт сырой нефти в январе-феврале 2024 года на 5,1%
15:52 Морское грузопассажирское судно арктического класса заложено в Самаре
15:42 Суд Ярославля рассмотрит дело в отношении капитана теплохода «Москва-208» из-за оказания небезопасных услуг
15:21 Китай увеличил импорт угля в январе-феврале 2024 года на 23%
14:59 Чистая прибыль «Порта Тольятти» в 2023 году выросла в 2,9 раза — до 230,4 млн рублей
14:35 В Красноярском крае наложен арест на теплоход «М.Ю. Лермонтов»
14:13 Bureau Veritas выдало первый в мире сертификат на плавучую морскую солнечную технологию
13:49 Мировой импорт СПГ в январе-феврале 2024 года вырос на 3,7% — до 72,8 млн тонн
13:24 Первое высокоскоростное пассажирское дизель-электрическое судно из углеродного волокна спущено на воду в Гонконге
13:02 На Адмиралтейских верфях заложили автономный глубоководный аппарат «Сергей Бавилин» для ВМФ России
12:38 Avikus заявила о снижении расхода топлива на 15% у автономного балкера дедвейтом 325 тыс. тонн
12:17 Кассация приняла к производству жалобу Wartsila на взыскание 2,37 млн евро по иску Адмиралтейских верфей
11:56 В порту Новороссийск до конца 2025 года планируется построить комплекс перевалки железнорудного сырья
11:35 Вывоз удобрений из РФ планируется ограничить объемом в 19,74 млн тонн с 1 июня по 30 ноября 2024 года
11:13 Товарооборот Приморья и Китая в 2023 году увеличился на 15% — до $8,5 млрд
10:54 Чистая прибыль ОАО «Тверской порт» за 2023 год упала в 22,8 раза
10:10 На Амурском судостроительном заводе запланирована реконструкция спускового комплекса
09:49 Судоремонтный и судостроительный кластер создадут в Приморье в 2024 году
09:26 Загрузка холодильных мощностей в портах Приморья снизилась с 51% в середине февраля до 40% в конце марта
09:03 Владивостокский автомобильный терминал в 2023 году обработал более 72 тыс. машин
08:41 Подготовлен проект изменений в Обязательные постановления в порту Усть-Луга
08:22 Объявлены сведения о глубинах и проходных осадках судов в порту Пригородное (Сахалин)
08:00 К услугам Азово-Черноморского бассейнового филиала Росморпорта открыт электронный доступ

27 марта 2024

19:00 Опубликован проект новой редакции Обязательных постановлений в порту Кандалакша
18:34 «Большая семерка» обдумывает возможность снижения потолка цен на российскую нефть
18:16 Контейнерооборот FESCO между Россией и Китаем за 2023 год увеличился на 23% — до 350 тыс. TEU
17:52 Казахстан в ближайшее время приступит к строительству контейнерного хаба в порту Актау
17:29 В ОСК развернули киберполигон для обучения сотрудников противодействию хакерским атакам
17:13 На строительство водных судов из средств ФНБ выделено еще 1,23 млрд рублей
16:51 FESCO рассчитывает сделать регулярными экспортные отправки рыбопродукции из Мурманска в Азию
16:34 Буксир Росморпорта «Рейдовый-43» должен пройти классификационный ремонт до 25 января 2025 года
16:12 Корабли Тихоокеанского флота провели противолодочное учение у берегов Камчатки
15:38 Первый этап контейнерного терминала мощностью 500 тыс. TEU будет завершен в порту Тамань в 2028 году
15:15 Росморпорт закажет концептуальный проект судоремонтного предприятия в порту Усть-Луга
14:54 Ледокол «Евпатий Коловрат» в рамках завершения заводских ходовых испытаний вышел в Авачинский залив
14:36 В Нижегородской области началась работа по строительству плавдока для архангельского СРЗ «Красная Кузница»
14:22 Для Carnival Cruise Line будет построен пятый круизный лайнер класса Excel
13:58 Владимир Путин поручил выделить допсредства на субсидирование морских грузоперевозок в Калининград
13:37 В Находкинский МТП доставлена партия крупногабаритных деталей нового портального крана «Витязь»
13:13 Доведены сведения о фактических глубинах в Большом порту Санкт-Петербург
12:52 ИЛИСТ СПбГМТУ разработал сварочную лазерно-дуговую установку для Онежского ССЗ (Карелия)
12:29 Cовокупный убыток крупнейших судоходных линий по EBIT составил $1,44 млрд в IV квартале 2023 года
12:07 Из Мурманского моррыбпорта во Владивосток отправлен первый железнодорожный состав с рефконтейнерами
11:46 Из порта Мариуполь с начала 2023 года отправлено около 30 тыс. тонн грузов
11:17 В Магаданской области приступили к подъему плавбазы «Нева» из акватории бухты Нагаева
10:31 Предложения о приоритетности грузоперевозок по СМП из портов Северо-Запада в АТР будут подготовлены до 30 апреля
10:16 Объем перевозок грузов по Севморпути в Якутию составил в 2023 году 155,1 тыс. тонн
09:58 Омский речпорт в 2023 году получил 47 млн рублей чистой прибыли против убытка годом ранее
09:39 В порту Владивосток снимут ограничения по режиму ледового плавания с 28 марта
09:17 Восточная верфь (Приморский край) спустила на воду пятый краболов проекта 03141 «Пума»
08:45 Terntank (Дания) заказала очередной гибридный танкер для перевозки нефти и химикатов
08:23 Окончен период ледокольных проводок в Славянском заливе акватории порта Посьет
08:00 Форум «Проектирование систем безопасности инфраструктурных объектов с учетом новых угроз» состоится 2 апреля в Москве

26 марта 2024

19:00 Росатом изучит возможность размещения ПЭБов у берегов Приморья
18:39 Илья Шестаков: Ожидаем, что все 105 судов по первому этапу инвестквот будут построены до 2027 года
18:18 Davie спроектирует ледокольный флот в рамках национальной стратегии судостроения Канады
17:56 Денис Мантуров: Нужно определить, в каких регионах будут создаваться новые верфи
17:34 Росморпорт не получил ни одной заявки на поставку автомобильно-железнодорожного парома
17:13 Росатом и «ТСС Групп» создадут СП для развития проекта плавучих энергоблоков
16:52 Росморпорт планирует провести текущий ремонт ледокола «Владивосток» до 15 октября 2024 года
16:31 Акционеры ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева избрали Евгения Цыпленкова генеральным директором компании
15:51 Михаил Мишустин: В России предусмотрено строительство свыше 1,7 тыс. гражданских судов до 2037 года
15:29 Владимир Путин: Ни о каком огосударствлении российской экономики речь не идет