• 13 февраля 2015 14:13

    Проект «свободного порта» во Владивостоке неоднозначен и требует длительной проработки - эксперты (фото)


    Несколько вариантов сценария  реализации идеи «свободного порта» (от радужного до негативного) сформулировали эксперты транспортной отрасли на прошедшем на днях совещании, организованном Морским госуниверситетом им. адм. Г.И. Невельского. Об этом сообщил спецкор ИАА «ПортНьюс» во Владивостоке, присутствовавший на мероприятии.

    В первую очередь эксперты признали двусмысленность ситуации, при которой государственное решение, затрагивающие судьбу целого региона России (и даже партнеров по таможенному союзу), не имеет под собой ни опубликованных экономических расчетов, ни нормативной базы. Впрочем, необходимость отдельного закона оспаривал гендиректор одной из экспедиторских компаний Евгений Гаврюшков, полагающий, что имеющихся законов достаточно, главное – их согласовать, на что профессор и действительный государственный советник РФ I класса Александр Луговец заметил, что практика бесконечных поправок – это тормоз любого проекта.

    Одним из самых дискуссионных аспектов стал выбор Владивостока в качестве объекта нового режима. Помимо того, что пропускная способность порта (6 млн тонн) и дорог на порядки уступают возможностям, например, порта Восточного, вопрос о будущем города до сих пор не имеет однозначного представления. Большая часть экспертов сходятся в том, что гораздо предпочтительнее развивать город не как транспортно-индустриальный центр, жертвуя комфортом и эстетикой в пользу логистики, а как туристический, культурный, научный и экологически привлекательный полис.      

    Между тем, проанализировав опыт режима порто-франко, действовавший 100 лет назад в Одессе и во Владивостоке, ученые сошлись во мнении, что повторение данной схемы сегодня не выгодно ни государству, ни населению региона. Профессор Дальневосточной таможенной академии Наталья Беляева отметила, что страна, чей бюджет на половину состоит из таможенных платежей, вряд ли готова к освобождению от сборов на восточном направлении, тем не менее, некоторые формы исторического порто-франко, такие как «Манчжурский порт» во Владивостоке (переваливавший 85% грузов из Китая), вероятно, могли бы быть использованы сегодня. Об этом, в свою очередь, рассказал начальник научно-образовательного центра морских международных исследований Морского университета Сергей Смирнов, предложивший использовать агломерацию, включающую Владивосток, Находку, Большой Камень для постройки современного порта  по модели Пусана.

    По мнению Александра Луговца, хотя транзит и трансшипмент - это вполне приемлемые формы, главным образом экономика свободной зоны предполагает развитие собственного производства. А что может производить Владивосток - это открытый вопрос.

    Анализ наиболее известных свободных экономических зон в Азии, предложенный доцентом кафедры менеджмента и логистики Института экономики и управления на транспорте Морского университета Владимиром Лазаревым, показал, что и эти модели, по крайней мере, наиболее успешные из них, не применимы к российским реалиям. Автономный налоговый, монетарный и прочие режимы, принятые в Сингапуре, Гонконге, Макао и так далее, для Приморья будут незаконны. Наиболее приемлемой моделью могли бы служить СЭЗ в Корее: Инчоне и Пусане. По данным ученого, СЭЗ существуют во всем мире и в Нигерии, и в ОАЭ, в Азии их около 90. Все их объединяют схожие правила. Разница в том, насколько такой режим соотносится с государственной политикой.

    На этот счет профессор Института экономики и управления на транспорте Леонид Винокур заметил, что за последние тридцать лет он принимал участие в разработке всех известных проектов в области транспорта в Приморье с преференциями от государства: «СЭЗ Находка, СЭЗ Уссурийск, международные транспортные коридоры Приморье-1,2 и прочее, знаете, что их все объединяет? Ни один из них не был реализован. СЭЗ Находка скисла из-за бюрократии, коррупции, а также из-за непомерной территории, отсутствия современной инфраструктуры, такой, как предлагают инвесторам в Пусане, например. Итог - $70 млн убытков казне».

    Общий диагноз экспертов: «свободный порт» - очень сложный и интересный проект, но государству достаточно не мешать бизнесу и обеспечить его гарантиями. Что до порто-франко, то для того, чтобы проект стал эффективным экономическим инструментом, он должен быть проработан с участием мнения широкого круга специалистов и общественности, и не за три месяца.    

    Ссылка по теме:

    Экс-руководитель Росморфлота Александр Луговец: «Преференции нужны не порту, а территории» >>>>


18 апреля 2024

19:00 Речной флот Segezha Group в Иркутской области доставит на переработку более 700 тыс. куб. м леса в навигацию-2024
18:41 Малый морской танкер проекта 23630 «Аргунь» для ВМФ России заложен в Нижегородской области
18:15 Чистая прибыль Северного морского пароходства за 2023 год упала в 69 раз
17:37 ГТЛК приняла первое судно по инвестпроекту с использованием средств ФНБ
17:25 Контейнерооборот терминалов «Глобал Портс» в первом квартале 2024 года вырос на 59,4%
17:03 Завод «Балкан» (Туркменистан) готов сотрудничать с китайской Weichai при модернизации судна «Сапармурат Ниязов»
16:55 Казахстан и Турция создадут совместный комитет по развитию мультимодальных грузоперевозок
16:01 Два пассажирских парома на водороде построят на класс LR для Torghatten Nord (Норвегия)
15:32 Затонувший в Татарском проливе сухогруз Yong Xing 56 должен быть поднят до 18 апреля 2025 года
15:09 Головной земснаряд проекта 93.159А заложен в Астраханской области
14:53 Губернатор: В Ленобласти в 2024 году завершится реализация двух портовых проектов стоимостью более 80 млрд рублей
14:36 Порт «Суходол» ежемесячно отгружает на суда более 300 тыс. тонн угля
14:15 MABUX: Пропускная способность Панамского канала перестанет снижаться к 2025 году
13:54 Предложения по нацпроекту «Развитие транспортной инфраструктуры» готовятся к общественному обсуждению
13:30 Контейнерооборот порта Лос-Анджелес (США) в январе-марте 2024 года вырос на 30% — до 2,4 млн TEU
13:12 Судно «Синегорск» завершило экспериментальный рейс по доставке накатных грузов между Петербургом и Калининградом
12:56 Росморпорт планирует зафрахтовать землесос для ремонтного дноуглубления на ВКМСК в 2024 году
12:37 Два новых фронтальных погрузчика поставлены в «Малый порт» НТК (Находка)
12:13 Минтранс опубликовал приказ об открытии пункта пропуска в порту «Суходол» во Владивостоке
11:54 Сергей Шишкарев покупает Корсаковский порт и рассматривает возможность создания ТЛЦ для Севморпути на Сахалине
11:36 По новому нацпроекту на развитие портов направят 333 млрд рублей, железной дороги — 4,3 трлн рублей
11:18 Предоставление госгарантий по кредитам на поддержку производственной деятельности продлено до конца 2024 года
10:59 «Флот РТ» откроет 27 апреля пассажирскую навигацию 2024 года
10:35 Первый субсидируемый каботажный рейс по СМП в 2024 году запланирован с 14 июля по 22 сентября
10:17 Ледоход снес самоходный паром «СП-18» в Архангельской области
10:01 Кассация отказала Wartsila в жалобе на взыскание 2,37 млн евро в пользу Адмиралтейских верфей
09:46 Экспорт зерновых из Ростовской области в марте 2024 года превысил 1,9 млн тонн
09:24 В порту Ванино (Хабаровский край) открылась навигация в районе удаленного морского терминала Сизиман
09:02 В Сургуте (ХМАО) вновь выставлен на продажу изношенный причал речного порта
08:39 Олег Тюкаев назначен врио генерального директора ПАО «Завод «Красное Сормово»
08:21 На Кронштадтском корабельном фарватере и Санкт-Петербургском морском канале открыто двустороннее движение
08:00 Грузооборот морпортов России за январь-март 2024 года снизился на 3,3% — до 214,3 млн тонн

17 апреля 2024

19:00 Закладка НЭС «Иван Фролов» запланирована на первый квартал 2025 года
18:31 Систему контроля расхода топлива установят и обновят на 13 судах технического флота «Канала имени Москвы»
18:08 Перевозки тихоокеанской рыбопродукции из Приморья по сети РЖД в январь-марте 2024 года выросли на 9,6%
17:46 Завершающий этап ледовых испытаний модели НЭС «Иван Фролов» провели в Санкт-Петербурге
17:27 Турция впервые вошла в тройку основных импортеров российских пиломатериалов
17:01 Индия выходит на первое место в деле борьбы с морским пиратством
16:40 Грузооборот порта Антверпен-Брюгге (Бельгия) в первом квартале 2024 года вырос на 2,4% — до 70,4 млн тонн
16:19 Создание судостроительно-судоремонтного кластера обсуждается в Ростовской области
16:02 Грузооборот порта Хедланд (Австралия) за первый квартал 2024 года снизился на 1%
15:53 В Якутске начался сезон работы пассажирских судов на воздушной подушке
15:21 Крупнейшее в мире рыболовное судно-завод «Владивосток 2000» выставлено на торги за 2 млрд рублей
14:43 Сухогруз и баржа столкнулись на Волге в Саратовской области
14:29 Продажи судового топлива в порту Фуджайра (ОАЭ) выросли в марте 2024 года на 25,2% — до 701 тыс. куб. м
13:52 ЦС «Звездочка» вновь ищет подрядчика для реконструкции мощностей Астраханского судоремонтного завода
13:31 На гидроузле №2 канала им. Москвы завершилась реконструкция камеры шлюза
13:12 HD KSOE увеличила годовой портфель заказов до 73% от запланированного на 2024 год объема
12:50 Круизные суда совершат 20 судозаходов в Башкортостан в навигацию 2024 года
12:34 Открытие пассажирской навигации-2024 в Ульяновском речпорту состоится 1 мая
11:58 Реконструкцию ВКМСК предлагается внести в новый федпроект по развитию опорной сети водного транспорта
11:36 Демонстрационные учения на ледоколе «Капитан Чадаев» прошли в Архангельске
11:11 Софинансирование северного завоза в Хабаровском крае в 2024 году увеличено на 25,7%
10:53 Добыча угля в Якутии в январе-марте 2024 года увеличилась на 33% — до 11,4 млн тонн
10:40 Администрация «Амурводпуть» установила сроки открытия действия СНО в навигацию 2024 года
10:09 Выручка Петропавловск-Камчатского судоремонтного завода в 2023 году упала в 3,3 раза
09:44 Джо Байден продлил на 1 год запрет на заход связанных с Россией судов в порты США
09:38 Проект парома CNF11CPD «Василий Ощепков» может быть доработан с учетом опыта эксплуатации первого судна серии
08:45 На Байкале утонули 2 пассажира аэролодки в результате ее опрокидывания
08:22 Грузопассажирский паром «Павел Леонов» возвращается в порт Корсаков после планового ремонта
08:00 В уставный капитал ОСК будет внесено находящееся в федеральной собственности имущество Севморзавода

16 апреля 2024

19:00 Администрация «Камводпуть» отремонтирует две самоходные шаланды проекта 81030 за 38 млн рублей
18:37 КТК прилагает усилия для сохранения графика поставок нефти в условиях паводка в Казахстане
18:18 Hapag-Lloyd и Seaspan модернизируют двигатели пяти контейнеровозов для работы на метаноле
17:52 Реконструкция мощностей Севмаша позволит сократить сроки строительства кораблей
17:38 Опубликован проект приказа о пределах пункта пропуска в порту Евпатория (Крым)
17:17 Минтранс предлагает утвердить пределы пункта пропуска в порту Феодосия (Крым)
16:53 «Совкомфлот» в 2023 году перевез около 75 млн тонн углеводородов
16:31 Asyad Shipping (Оман) доставила партию нефти из порта Мина-аль-Фахал на НПЗ в городе Дукм
16:12 Комитет ИМО уточнил сроки прикладной разработки поправок Конвенции ФАЛ в части использования автономных судов