• 16 сентября 2013 08:16

    В Балтийском море зафиксированы мутации из-за воздействия затопленных химических боеприпасов

    В Балтийском море зафиксированы мутации рыб из-за воздействия химических веществ, содержащихся в боеприпасах, оказавшихся на дне моря в ходе Второй мировой войны. Об этом говорится в сообщении Польского культурного центра в Калининграде.

    «В 50 тысячах бомб и снарядов, попавших в Балтику после II Мировой войны, находится около 15 тысяч тонн химических субстанций. Часть снарядов подверглась коррозии, а в самой Готландской Глубине море загрязняет уже 8 тысяч объектов», - установили европейские исследователи. «Рыбы, плавающие в местах расположения затонувшего оружия, имеют больше болезней, чем те, что живут в других регионах моря. У них также наблюдаются генетические дефекты», - говорит доктор Яцек Белдовский.

    Классификацией и мониторингом мест сосредоточения химического оружия в Балтийском море, как официальных, так и неофициальных, занялась международная группа ученых, в рамках проекта CHEMSEA – софинансированного фондом межрегионального сотрудничества Евросоюза. После II Мировой войны неиспользованные немецкие арсеналы химического оружия было решено затопить. В 1947 году сброс в морские воды осуществили британцы и россияне. Больше всего снарядов было затоплено в Готландской и Борнхольмской Глубине.

    Помимо официальных залежей химикатов в Балтике есть также такие, о которых до сих пор немного было известно. «На маршрутах конвоев, которые топили химическое оружие, находятся также неофициальные точки затопления. Говорят, что когда россияне узнали, что перевозимые ими грузы опасны, то выбрасывали их за борт, как только суша исчезала из виду», - сказал доктор Яцек Белдовский из Института океанологии польской академии наук, координирующий работу ученых.

    Он добавил, что часть затопленных в море снарядов уже коррозировала, а часть все еще находится в процессе. «Наши исследования показали, что в самой Готландской Глубине у нас находится около 8 тысяч бомб и снарядов, которые загрязняют окружающую среду. Мы подтвердили, что вокруг этих объектов происходит заражение морского дна. До сих пор это было скорее предположением», - пояснил он.

    Ученые определили, что самые большие залежи оружия в Готландской Глубине, это не «горы бомб», а снаряды, разбросанные по площади размерами почти 1500 кв . м. Удалось также подтвердить наличие залежей в польской части вод Балтики на Гданьской Глубине и на, так называемой, Слупской Рынне.

    80% залегающих в Балтике химикалий составляет иприт, то есть горчичный газ. К счастью, в температуре вод Балтики этот газ замерзает, и заражение достигает лишь нескольких метров в окрестностях склада. Остальную часть химикалий составляют соединения, основанные на мышьяке, а в нескольких местах также смертельный газ – табун.

    «В рамках проекта мы исследуем влияние химикатов на рыб, плавающих в местах залежей. Они имеют больше болезней, нежели те, что водятся в других регионах Балтики. Наблюдаются у них также генетические нарушения», - пояснял собеседник. По его словам, ловля рыб в этих местах не рекомендуется, но запрещена лишь ловля рыб со дна. Для человека самая большая угроза со стороны химических залежей следует именно из употребления больной рыбы. Исследователь отметил, что с загрязненной морской водой у нас нет непосредственного контакта, ну если только не существует никаких плоских залежей химикатов, о которых мы ничего не знаем.

    «Рыбаки годами вылавливали химическое оружие в дольно странных местах. Часть оружия затапливалась в ящиках, которые дрейфовали и еще в 50-х годах 20 века выбрасывались на берег. Самый известный случай произошел в Дарлувке, когда выброшенной на берег бочкой с ипритом игрались дети из лагеря. В результате более сотни получили ожоги, а четверо потеряли зрение», - напомнил доктор Белдовский.

    В рамках проекта CHEMSEA ученые намереваются актуализировать правила для морских учреждений и рыбаков, которые указали бы, как поступать в регионах залежей и что делать в случае вытекания ядовитых субстанций. Ученые создают также модели, которые в случае масштабного выхода химикатов позволят оценить, сколько веществ вышло и в какую сторону они перемещаются.

    «Есть, безусловно, идеи уничтожать эти склады. Однако, по причине того, что морское дно в некоторых местах заражено, снаряды необходимо было бы убирать очень осторожно, чтобы не поднять осадок и не распространить его на большую площадь. Поэтому каждый случай нужно оценить отдельно. Нужно определить, следует ли убирать данное оружие, а также - принесет ли это больше вреда или пользы», - отмечает собеседник. Ученые обратились в Евросоюз с просьбой выделить грант на оценку риска и возможности устранения залежей.

    Начатый в 2011 году проект CHEMSEA объединяет 11 институтов из Польши, Германии, Швеции, Финляндии и Литвы. Его бюджет – около 4,8 млн. евро. Это один из немногих проектов такого размаха, координируемых поляками. Из Польши, кроме Института океанологии PAN, в нем принимают участие Академия ВМФ и Военная техническая академия.




19 апреля 2024

18:03 Три субсидируемых каботажных рейса по Севморпути будут выполнены в 2024 году
17:45 Итоги недели с ПортНьюс 15-20 апреля
17:23 Проект конверсии судна Green Pioneer для работы на аммиаке получил классификационное свидетельство DNV
17:01 ГК «Дело» рассматривает возможность строительства терминала в Астрахани
16:40 Количество транспортных происшествий на водных путях Санкт-Петербурга в 2023 году снизилось на 50%
16:18 Почти 60% новых судов линейных операторов в мире до 2030 года будут использовать «зеленое топливо»
15:57 «Русский регистр» признал систему менеджмента качества «Севмаша» соответствующей стандарту
15:36 Всемирный совет судоходства призвал Еврокомиссию усилить контроль за соблюдением санкций
15:15 Sitronics KT в 2024 году создаст картографические центры для 4 бассейнов ВВП
14:58 Захват контейнеровоза в Ормузском проливе может оказать влияние на бункерный рынок
14:36 Арбитражный суд Москвы отклонил иск «Пеллы» к Минобороны на сумму более 716 млн рублей
14:17 Ставки на контейнерные перевозки на маршруте Шанхай - Джебель-Али подскочили из-за задержания контейнеровоза Ираном
13:58 Использование панелей солнечных батарей в порту Валенсия (Испания) обеспечит до 22% необходимой электроэнергии
13:36 Главгосэкспертиза одобрила проект реконструкции причала на острове Ольхон на Байкале
13:19 Паром через реку Вятку в Кировской области заменил понтонную переправу на время половодья
12:57 Главе ЗАТО Фокино (Приморье) предъявили обвинение в халатности из-за затяжного ремонта СП «Путятин»
12:28 Судоводитель на Ямале осужден на 2 года за гибель пассажирки
11:30 Теплоходы «Москва-1» и «850 лет Москве» вернутся на свои маршруты в столице 27 апреля
11:07 Дизель-электроход «Сахалин-10» будет выведен с линии Ванино — Холмск на время ремонта
10:49 Пермская судоверфь изготовит модульный причал для набережной в Соликамске (Пермский край)
10:31 Подход основного ледохода к порту Архангельск ожидается 23 апреля
10:12 Минпромторг России и ВТБ до июля 2024 года разработают инвестпрограмму ОСК
09:58 Китайская Famsun Group намерена построить в порту Махачкала зерновой терминал мощностью 1,5 млн тонн в год
09:33 На реке Обь раньше срока открыта навигация 2024 года на участке протяженностью 111 км
09:16 Доведены сведения о глубинах и допустимых осадках судов в порту Владивосток
08:57 Пассажирские перевозки в Нижегородской области в навигацию 2024 года составят около 130 тыс. человек
08:38 Самая северная паромная переправа через Енисей заработала в Красноярском крае
08:14 Губернатор: Определен участок под строительство белорусского порта в Мурманской области
08:00 Запуск порта «Лавна» в Мурманской области планируется в августе 2024 года

18 апреля 2024

19:00 Речной флот Segezha Group в Иркутской области доставит на переработку более 700 тыс. куб. м леса в навигацию-2024
18:41 Малый морской танкер проекта 23630 «Аргунь» для ВМФ России заложен в Нижегородской области
18:15 Чистая прибыль Северного морского пароходства за 2023 год упала в 69 раз
17:37 ГТЛК приняла первое судно по инвестпроекту с использованием средств ФНБ
17:25 Контейнерооборот терминалов «Глобал Портс» в первом квартале 2024 года вырос на 59,4%
17:03 Завод «Балкан» (Туркменистан) готов сотрудничать с китайской Weichai при модернизации судна «Сапармурат Ниязов»
16:55 Казахстан и Турция создадут совместный комитет по развитию мультимодальных грузоперевозок
16:01 Два пассажирских парома на водороде построят на класс LR для Torghatten Nord (Норвегия)
15:32 Затонувший в Татарском проливе сухогруз Yong Xing 56 должен быть поднят до 18 апреля 2025 года
15:09 Головной земснаряд проекта 93.159А заложен в Астраханской области
14:53 Губернатор: В Ленобласти в 2024 году завершится реализация двух портовых проектов стоимостью более 80 млрд рублей
14:36 Порт «Суходол» ежемесячно отгружает на суда более 300 тыс. тонн угля
14:15 MABUX: Пропускная способность Панамского канала перестанет снижаться к 2025 году
13:54 Предложения по нацпроекту «Развитие транспортной инфраструктуры» готовятся к общественному обсуждению
13:30 Контейнерооборот порта Лос-Анджелес (США) в январе-марте 2024 года вырос на 30% — до 2,4 млн TEU
13:12 Судно «Синегорск» завершило экспериментальный рейс по доставке накатных грузов между Петербургом и Калининградом
12:56 Росморпорт планирует зафрахтовать землесос для ремонтного дноуглубления на ВКМСК в 2024 году
12:37 Два новых фронтальных погрузчика поставлены в «Малый порт» НТК (Находка)
12:13 Минтранс опубликовал приказ об открытии пункта пропуска в порту «Суходол» во Владивостоке
11:54 Сергей Шишкарев покупает Корсаковский порт и рассматривает возможность создания ТЛЦ для Севморпути на Сахалине
11:36 По новому нацпроекту на развитие портов направят 333 млрд рублей, железной дороги — 4,3 трлн рублей
11:18 Предоставление госгарантий по кредитам на поддержку производственной деятельности продлено до конца 2024 года
10:59 «Флот РТ» откроет 27 апреля пассажирскую навигацию 2024 года
10:35 Первый субсидируемый каботажный рейс по СМП в 2024 году запланирован с 14 июля по 22 сентября
10:17 Ледоход снес самоходный паром «СП-18» в Архангельской области
10:01 Кассация отказала Wartsila в жалобе на взыскание 2,37 млн евро в пользу Адмиралтейских верфей
09:46 Экспорт зерновых из Ростовской области в марте 2024 года превысил 1,9 млн тонн
09:24 В порту Ванино (Хабаровский край) открылась навигация в районе удаленного морского терминала Сизиман
09:02 В Сургуте (ХМАО) вновь выставлен на продажу изношенный причал речного порта
08:39 Олег Тюкаев назначен врио генерального директора ПАО «Завод «Красное Сормово»
08:21 На Кронштадтском корабельном фарватере и Санкт-Петербургском морском канале открыто двустороннее движение
08:00 Грузооборот морпортов России за январь-март 2024 года снизился на 3,3% — до 214,3 млн тонн

17 апреля 2024

19:00 Закладка НЭС «Иван Фролов» запланирована на первый квартал 2025 года
18:31 Систему контроля расхода топлива установят и обновят на 13 судах технического флота «Канала имени Москвы»
18:08 Перевозки тихоокеанской рыбопродукции из Приморья по сети РЖД в январь-марте 2024 года выросли на 9,6%
17:46 Завершающий этап ледовых испытаний модели НЭС «Иван Фролов» провели в Санкт-Петербурге
17:27 Турция впервые вошла в тройку основных импортеров российских пиломатериалов
17:01 Индия выходит на первое место в деле борьбы с морским пиратством
16:40 Грузооборот порта Антверпен-Брюгге (Бельгия) в первом квартале 2024 года вырос на 2,4% — до 70,4 млн тонн
16:19 Создание судостроительно-судоремонтного кластера обсуждается в Ростовской области
16:02 Грузооборот порта Хедланд (Австралия) за первый квартал 2024 года снизился на 1%