№1 (март 2023)   |   Портовая инфраструктура

Не упустить момент

Ландшафт мировой торговли меняется на глазах. России, странам Южной Азии и прикаспийского региона необходимо от дискуссии о перспективах международного транспортного коридора (МТК)«Север — ​Юг» переходить к практической реализации планируемых проектов.

Со стороны России значительные усилия потребуются в части развития портовой составляющей на Каспийском море.

Встречи на разных уровнях, посвященные тому, как существующий де-факто пока только на бумаге коридор МТК «Север — ​Юг» превратить в работающий маршрут, резко участились. Расположенная в Астраханской области особая экономическая зона (ОЭЗ) «Лотос» и индийский бизнес-альянс заключили соглашение о развитии грузоперевозок по МТК «Север — ​Юг». Россия, Азербайджан и Иран подписали Бакинскую декларацию, посвященную взаимодействию трех стран по ликвидации узких мест в инфраструктуре коридора. Эти же участники ведут переговоры о создании совместного логистического оператора, который обеспечит сквозную доставку в рамках маршрута.

Что еще более важно, декларации о намерениях и инициативы дополняются реальными грузопотоками, в том числе в портовом секторе. ОАО «Махачкалинский морской торговый порт» (ММТП) в 2022 году резко увеличило объемы перевалки не совсем «профильных» для себя сухих грузов. В частности, объем импорта цемента из Ирана в прошлом году вырос в три раза по сравнению с 2021 годом. Порты Астрахань и Оля более чем в два раза нарастили объемы контейнеров. Беларусь планирует отправить через астраханские гавани 650 тыс. тонн калийных удобрений в 2023 году и 850 тыс. тонн в 2024-м. В начале прошлого года этот поток был равен нулю. Калийные удобрения появились и в Махачкале — ​раньше их там также не было.

Приведенные примеры — ​следствие изменившегося ландшафта мировой торговли. Подавляющая доля в приросте перевалки приходится на грузы, отправленные в Иран, Китай, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и Индию или же полученные из этих стран.

Процессу надо помочь

МТК «Север — ​Юг» состоит из трех основных маршрутов, которые соединяют регион Южной Азии, в первую очередь Индию, Иран и Пакистан, с Северной Европой через Россию. Восточный и Западный маршруты — ​сухопутные. Они пролегают вдоль восточного и западного побережья Каспийского моря соответственно. Морской маршрут, он же Транскаспийский, проходит через Каспийское море.