№2 (Июнь 2022)   |   Бункеровка

Несмотря на «шторм»

Рынок бункеровки судов — неотъемлемый элемент международной логистики. В новых экономических условиях российские бункеровщики сполна ощутили силу политических штормов: вслед за падением судозаходов в разы сокращаются объемы продаж судового топлива. Кто сохранит свой бизнес сейчас, тот «снимет сливки» в период отраслевого ренессанса.

Нарушение мировых логистических цепочек вслед за введенными против России международными санкциями привело к сокращению трафика морских судов в российских портах. Если по итогам апреля 2022 года спад не был заметен, а грузооборот стивидорного комплекса РФ, напротив, вырос, по сравнению с январем-­апрелем 2021 года, на 0,1% и составил 269,226 млн тонн, то уже в мае отмечался обратный процесс. Так, судозаходы в Большой порт Санкт-­Петербург за первые пять месяцев текущего года снизились примерно на треть, по сравнению с январем-маем 2021 года. В Новороссийске отмечалось снижение судозаходов в пределах 4%. Крупнейшие порты Приморья — Владивосток, Восточный, Находка — в январе-мае 2022 года потеряли менее 2% судозаходов, в сравнении с пятью месяцами 2021 года.

По данным аналитического отдела ИАА «ПортНьюс», только за четыре месяца текущего года объем бункерного рынка России потерял 25% к аналогичному периоду 2021 года. Вслед за всплеском мировых цен на нефть почти двукратно возросла и стоимость судового топлива. Причем если раньше российский бункеровочный рынок ориентировался в своем ценообразовании на стоимость нефтепродуктов в ближайших к российским портам бункеровочных портах-­хабах, таких как Роттердам или Сингапур, привлекая судовладельцев более низкими ценами, то сейчас такое сравнение потеряло свою целесообразность.

Бункеровка иностранных судов в российских портах даже по весьма привлекательным ценам стала почти невозможной из-за санкций и разрыва экономических связей. Экспорт бункерного топлива из-за низкого курса доллара (в международном судоходстве принято в долларах рассчитывать и оплачивать бункеровку судна) тоже стал не вполне рентабельным. Российские судовладельцы оказались вынуждены вернуться за бункером в родные порты, но в силу своей немногочисленности заменить выпавший иностранный флот не могут, поэтому кривая спроса на бункерное топливо в портах РФ стремится вниз. Фото: iie.fti.or.th



Партнеры номера