№1 (2021)   |   Пассажирский флот

Комфорт и скорость для пассажиров

Обновление пассажирского флота, в том числе круизного, ввиду капиталоемкости — непростая задача, которую еще больше усложнили пандемические ограничения. Тем не менее в России такой флот строится, и достаточно активно.

КРУИЗНЫЕ СУДА
На ПAО «Завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) в Нижнем Новгороде в 2020 году завершилось строительство первого за последние 60 лет отечественного пассажирского круизного лайнера проекта PV300 «Мустай Карим» для ком- пании «ВодоходЪ». В августе прошлого года он отправился в первый рейс.

Четырехпалубный теплоход проекта PV300 рассчитан на 329 пассажиров, размещаемых в комфортабельных двухместных каютах. Проектантом судна является Морское инженерное бюро. Судно будет работать на дальних круизных линиях Москва — Санкт-Петербург, Москва — Астрахань и Москва — Ростов-на-Дону, по Азовскому и Черному морю по классу М-ПР 3,0. Строительство теплохода велось с 2017 года в рамках трехстороннего контракта, где Сормовское предприятие выступило изготовителем, кэптивная лизинговая компания ОСК «Машпромлизинг» — заказчиком, а «ВодоходЪ» — получателем лайнера.

«Мустай Карим» 1 мая 2021 года отправился в первый рейс из Москвы в Углич. В компании «ВодоходЪ» отметили, что загрузка теплохода на первый рейс в туристическом сезоне 2021 года почти полная.

Более того, как рассказал председатель совета директоров компании «ВодоходЪ» Виктор Олерский на онлайн-вебинаре «ПортНьюс» «От Волги до Енисея: не станет ли белый теплоход на реке ретро-картинкой?», в компании видят перспективу строительства пятизвездочного речного круизного судна. По его мнению, в круизный сегмент необходимо привлекать премиальных, корпоративных клиентов, для которых речные круизы пока ассоциируются с бюджетным уровнем судов и сервиса на них.

«Думаю, чтобы привлечь премиального туриста, который у нас, безусловно, есть, нужно года два-три», — сказал Виктор Олерский.

О планах строительства нового морского круизного лайнера заявлял и президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов. По его словам, строительство лайнера предполагается вести на «Северной верфи» после завершения проекта по ее модернизации к осени 2021 года.

Стоимость лайнера оценивается в $700 млн, пассажировместимость лайнера должна составить около 3000 чел. Имеется потенциальный заказчик проекта, имя которого глава корпорации называть не стал.

Кроме того, в России рассматривается возможность строительства круизных судов для Дальнего Востока. Так, в ходе итогового заседания Коллегии Министерства транспорта специальный представитель президента Российской Федерации по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов сказал: «У нас есть Дальний Восток, Камчатка, красивейшие места. И я уверен, что, если появится инфраструктура в виде современных круизных судов, приток внутреннего туризма без всякого давления существенно возрастет. Возрастет сам по себе. Поэтому мы планируем это развивать».

Готовятся к сдаче и другие круизные суда. На АО «Судостроительный завод «Лотос» (Астраханская область) продолжается строительство круизного дизель-электрохода «Петр Великий» смешанного река-море плавания проекта PV300VD, спущенного на воду в мае 2019 года.

Судно «Петр Великий» пассажировместимостью 310 человек, по последним данным, планируется сдать в 2021 году или к навигации 2022 года. К его достройке планируется привлечь завод «Красное Сормово». Судно предназначено для перевозки пассажиров на круизных линиях Москва — Санкт-Петербург с переходами по Ладожскому и Онежскому озерам, Москва — Астрахань, Москва — Ростов-на-Дону с проходом Волго-Донским судоходным каналом, по Азовскому, Черному, Средиземному, Каспийскому и Красному морям.

На АО «Судостроительный завод «Лотос» (Астраханская область) с 2018 года ведется строительство двух круизных теплоходов «Золотое кольцо» проекта ПКС180. Ранее суда подобного типа на верфи не производились. Два речных теплохода строятся в рамках программы лизинга морских и речных гражданских судов ОСК. Заказчиком выступает АО «Машпромлизинг», судовладельцем и оператором судна будет ООО «Волгасервис» (входит в Группу компаний «ГАМА»). Оба судна передаются на достройку заказчику.

ЭКСКУРСИОННО-ПРОГУЛОЧНЫЙ ФЛОТ
Активизировалось строительство и экскурсионно-прогулочного флота, причем развитие происходит в сторону применения электродвижения. Так, в Санкт-Петербурге 27 июня 2020 года состоялся торжественный спуск электрического прогулочного судна Ecovolt. Судно сразу же отправилось в первый технический рейс.

Коммерческая эксплуатация судна запланирована в навигацию 2021 года. Кроме того, одновременно на верфи «Эмпериум» заложено второе электрическое судно еще большей вместимости.

После церемонии спуска на воду первого электрического катамарана Ecovolt учредитель верфи «Эмпериум» Александр Лебедев подписал контракт на поставку пяти скоростных катамаранов Ecocruiser с председателем совета директоров ООО «ВодоходЪ» Виктором Олерским. Закладка первого из пяти судов состоялась в тот же день. Катамаран сможет перевозить до 120 пассажиров и будет ходить от Дворцовой набережной Санкт-Петербурга до Петергофа. Разработчик судна — НПК «Морсвязьавтоматика».

Говоря о новых технологиях, следует также отметить, что Крыловский государственный научный центр работает над созданием экскурсионно-прогулочного судна на водородном топливе, разработку которого предполагается завершить до 2024 года. Финансирование проекта ведется по линии Минпромторга России.

сли же говорить о более традиционных пассажирских судах, то на АО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького» 2 марта 2021 года состоялась торжественная церемония закладки корпусов двух скоростных пассажирских судов на подводных крыльях (СПК) проекта 03830 «Метеор‑2020». Тем самым возобновилось строительство легендарных «Метеоров». Зеленодольский завод имени А. М. Горького с 1961 по 2006 годы был единственным предприятием в России, ведущим серийное строительство данных судов.

По информации генерального директора АО «Северречфлот» Айрата Чумарина, в начале 2021 года были заключены договоры лизинга и контракты на поставку четырех новых судов типа «Метеор», взамен физически изношенных «Метеор‑115», «Метеор‑125», «Метеор‑134», «Метеор‑148».

По его словам, в октябре 2021 года ожидается поставка первого судна, в период сентября-октября 2022 года поставка остальных трех судов. Эти суда планируется начать эксплуатировать в навигации 2022–2023 годов на маршрутах: Ханты-Мансийск — Березово — 2 ед., Ханты-Мансийск — Урманный — 1 ед., Приобье — Нижние Нарыкары — 1 ед.

Как рассказал Айрат Чумарин, «Северречфлот» эксплуатирует 32 единицы скоростных пассажирских судов. Почти половина пассажирского флота — это суда старше 30 лет, и только 16% — это новые теплоходы, возраст которых не превышает 10 лет. В том числе два новых судна на подводных крыльях «Валдай 45Р», введенных в эксплуатацию в 2019 году, один теплоход КС‑162 «Ляд Айваседо» планируется ввести в эксплуатацию в конце мая 2021 года на обслуживание маршрута Самбург — Уренгой — Самбург, время в пути сократится на 40 минут в каждом направлении. Ранее этот маршрут обслуживался теплоходом «Заря 332».

Наряду с «Метеорами», «Валдай 45Р», в России строятся и «Кометы 120М». Так, судостроительный завод «Вымпел» построил три таких судна, спуск третьего состоялся в июне 2020 года.

Региональные власти все больше внимания уделяют развитию пассажирских перевозок водным транспортом, расширяют маршрутную сеть, создают и обновляют инфраструктуру. Как рассказал в ходе вебинара «Главные дороги Сибири: Обь и Иртыш — люди и грузы» (организованного ИАА «ПортНьюс» в партнерстве с Морским инженерным бюро) руководитель ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна ВВП» Роман Чесноков, благодаря усилиям администрации Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов построены современные речные вокзалы в Ханты-Мансийске, Салехарде и Березово, которые смогут обслуживать более 24 тыс. жителей регионов. Ожидается, что они станут неким логистическим хабом.
 «Развитие пассажирских перевозок в бассейне подтолкнет ввод в эксплуатацию новых скоростных судов типа «Валдай 45Р» и «Метеор‑2020», — отметил Роман Чесноков.

Готово расширять пассажирскую маршрутную сеть и АО «Омский речной порт». В 2021 году компания планирует запустить в тестовом режиме пассажирский маршрут Омск — Большеречье, рассказал в рамках вебинара генеральный директор АО «Омский речной порт» Сергей Сандулов.

По его словам, на первом этапе для перевозки пассажиров будет задействован теплоход «Заря». «При работе на этом маршруте мы оценим потенциальные потребности пассажиров для возможности продлить эту линию дальше. Также есть планы организовать прогулочные рейсы», — сказал Сергей Сандулов. Он отметил, что в настоящее время на уровне правительства Омской области прорабатывается вопрос о предоставлении дотации для организации этих маршрутов пассажирских перевозок.

ЧТО ДАЛЬШЕ?
Не исключено, что, несмотря на негативные последствия коронавируса и закрытие границ, у россиян вырастет интерес к внутреннему туризму, что позитивно скажется на сегменте водных пассажирских перевозок. Возможно, что «распробовав» внутренний туризм, россияне начнут активнее путешествовать по России. Важную роль в этом должен играть водный транспорт. Необходимо продолжать строительство современных круизных, скоростных, прогулочных судов для работы в различных регионах. В сегменте экскурсионно-прогулочного флота будущее видится за электродвижением, а также за использованием альтернативных видов топлива. §

Виталий Чернов, Татьяна Вильде




Партнеры номера