Обзор прессы

10 января 2008

Азиатская платформа

Корейская компания стала субподрядчиком Выборгского судозавода

Одна из крупнейших в мире верфей Samsung Heavy Industries построит компоненты для двух полупогружных плавучих буровых установок, предназначенных для работ на Штокмановском газоконденсатном месторождении. Строительство платформ ведется на Выборгском судостроительном заводе (ВСЗ), который в 2007 году выиграл тендер «Газфлота». Исходя из суммы сделки в 1,1 млрд долл., корейцы выполнят примерно половину всего контракта, доставшегося ВСЗ.

ОАО «Выборгский судостроительный завод» (ВСЗ) — одно из крупнейших судостроительных предприятий, расположенных в Северо-Западном регионе России. Основным направлением деятельности верфи является строительство буровых платформ для разработки морских шельфовых месторождений и судов малого и среднего тоннажа. В 2006 году контролировавшая предприятие компания «Ако Барсс Групп» продала контрольный пакет акций ВСЗ. По данным ряда СМИ, покупателями тогда стали физические лица, близкие к банку «Россия».

Согласно сообщению агентства SeaNews, которое ссылается на данные отраслевого информационного агентства Energy Current, во втором и третьем кварталах 2010 года Samsung Heavy Industries поставит в Выборг верхние части платформы, а к октябрю 2010 года и к марту 2011?го — полупогружные аппараты для работы на шельфе. Сумма сделки с корейской компанией составит 1,15 млрд долл. Получить комментарии ВСЗ вчера не удалось.

В ноябре прошлого года Выборгский судостроительный завод и дочерняя структура «Газпрома», «Газфлот», подписали договор на проектирование и строительство двух плавучих буровых установок для работ на Штокмане. Разведанные запасы этого месторождения, расположенного в Баренцевом море на глубине более 300 м, оцениваются в 3,7 трлн куб. м газа и более чем в 31 млн т газового конденсата. Предполагается, что ВСЗ построит первую буровую установку для работы на Штокмане в 2010-м, вторую — в 2011 году. Расчетный срок службы данных установок должен составить не менее 20 лет с возможностью его дальнейшего продления. Стоимость контракта — 58 млрд руб.

Аналитик ИК «Энергокапитал» Денис Демин отмечает, что «привлечение иностранного партнера для поставки всей «начинки» платформы — стандартная схема работы для того же ВСЗ, в последние годы работавшего в основном на экспорт­ные заказы».

«Если исходить из цены сделки, то из почти 60-миллиардного заказа (в рублях) на две буровые платформы собственно на долю ВСЗ при­дется около половины, вторая уйдет Sam­sung. Впрочем, и 50% стоимости заказа, способные обеспечить предприятию среднегодовой объем работ на уровне 300 млн долл. в 2008—2011 го­ды, являются очень значительной суммой для Выборгского судозавода», — считает Денис Демин.

«Samsung Heavy Industries — один из ведущих мировых производителей буровых платформ и судов. Наряду с Hyundai Heavy Industries и Daewoo компания входит в тройку глобальных лидеров этого сегмента», — комментирует аналитик «Финама» Константин Романов. По его словам, Samsung имеет хороший опыт производства оснований для буровых платформ, работающих в сложных природных условиях, а также уже работает с российскими проектами. В частности, в конце 2006 года компания заключила договор на поставку основания для платформы в рамках проекта «Сахалин-2». «По сути, за счет сотрудничества с корейской компанией ВСЗ приобретает наиболее современные комплектующие, что гарантирует качество итогового продукта», — заключает аналитик.

АНДРЕЙ ЖУКОВ