Обзор прессы

7 ноября 2019

Литва не «тянет» терминал СПГ, а соседям он не нужен: эксперты критикуют выкуп судна

Уровень потребления газа внутри Литвы не растет, поставки СПГ в другие страны региона в больших объемах тоже кажутся маловероятными - эксперты считают решение о покупке регазификационного судна поспешным.

Потребление газа в Литве вряд ли вырастет в ближайшие годы, а другие страны региона не хотят покупать СПГ, импортируемый через Клайпедский терминал. В этой связи целесообразность выкупа регазификационного судна Independence следовало бы оценить ближе к 2024 году, когда прогнозы по объему потребления будут более точными, считают эксперты газовой отрасти, передает 15min.lt.

Правление госкомпаниии Klaipedos nafta приняло решение к концу 2024 года выкупить взятое в аренду судно-терминал СПГ Independence или другое судно, сообщила компания. Окончательное решение по выбору и условиям конкретного судна должно быть принято до конца 2022 года.,,Правление Klaipedos nafta поручило компании до конца апреля 2020 года договориться с банками о покупке судна, а до конца мая 2021 года - согласовать с Еврокомиссией получение государственной помощи. Ранее сообщалось, что для этого планируется занять 121-160 миллионов евро.

Эксперты считают решение Klaipedos nafta поспешным, прежде чем выкупать судно, необходимо оценить уровень потребления газа в стране и в регионе Балтийского моря в целом.

Эксперт в области энергетики Видмантас Янкаускас заявил, что, скорее всего, Литве не понадобится регазификационное судно такой мощности, как Independence, поскольку уровень потребления газа или снизится или сохранится вблизи текущих значений.

"Я бы сказал так: можно было бы и еще подождать, поскольку все равно нужно посмотреть, каковы эти тенденции, хотя и не кажется, что что-то значительно изменится, и потребление газа вырастет", – заявил Янкаускас.

При этом он признает, что поскольку Литва уже инвестировала в инфраструктуру СПГ в Клайпеде, приобрела опыт в этом бизнесе, полностью отказаться от судна-хранилища было бы нерационально.

Президент Конфедерации энергетики на возобновляющихся ресурсах Литвы Мартинас Нагявичюс считает, что время для принятия решения еще есть.

"Прежде всего, нужно оценить, каким будет потребление газа в будущем, без этого невозможно принять правильное решение - выкупать или нет. У нас могло бы быть время для оценки до 2024 года. Если сочли бы, что потребление газа в будущем будет, то тогда, очевидно, что эта покупка была бы логичной", – отметил Нагявичюс.

По его словам, если потребление газа сократится, то Литве придется впоследствии искать, кому продать регазификационное судно, и страна понесет убытки.

В свою очередь, председатель парламентской комиссии по энергетике и гармоничному развитию Виргилиюс Подерис заявил, что для принятия того или иного решения требуются четкие обоснования и этого будут требовать в Сейме – парламентское одобрение потребуется при предоставлении госгарантий банку. Подерис указал, что депутаты должны понять, в какую именно сумму обойдется выкуп Independence, какие были арендные платежи и другие детали, прежде чем принимать решение о предоставлении гарантий под кредит.

"Государственное предприятие покупает что-то при поддержке государства, так что Сейм должен знать цену. (…) Klaipėdos nafta должна представить обоснование", - сказал Подерис.

Он отметил, что компании придется представить обоснование и в случае, если она предложит купить другое судно, меньшей мощности.

"Хотелось бы иметь обоснованный прогноз об уровне потребления газа – вырастет оно или снизится, я говорю о Литве. Мы видим признаки того, что уровень потребления, вероятно, уменьшится. Если речь идет о том, что газ (через терминал в Клайпеде – ред.) будет покупать не только Литва, но и региональные партнеры, а так, возможно, и будет, тогда это окупит содержание терминала", - предположил Подерис.

Эксперт Янкаускас, говоря о северных соседях, напомнил, что вовлечение Литвы в общий рынок газа Финляндии, Эстонии и Латвии затягивается.

"Литва хотела бы этого общего рынка, но хотела бы, чтобы латвийцы и эстонцы как-то тоже заплатили за это наше судно, потому что сейчас его содержание, которое достигает ста миллионов евро в год, лежит на плечах литовских потребителей. Поэтому не знаю, как удастся об этом договориться", - сказал Янкаускас.

По мнению Подериса, возникают вопросы и по поводу литовско-польского газопровода (GIPL): хотя часть экспертов думают, что он будет предназначен для экспорта из Литвы, некоторые, напротив, считают, что это Польша будет поставлять по нему газ в Литву.

По словам Янкаускаса, энергетическая стратегия Польши направлена на увеличение потребления газа, но не стоит забывать, что в этой стране строится и другая инфраструктура – не только газопровод с Литвой. "У Польши будет и второй порт для импорта СПГ, и труба в Норвегию, которую уже тянут. Мы едва ли будем принимать серьезное участие в поставках. Просто мы будем на этом общем рынке. (…) Мы становимся небольшим островом потребления газа", - говорит Янкаускас.

Подерис также обратил внимание на курс Европы на сокращение выбросов CO2.

"В Европейском инвестиционном банке в этом году обсуждают, не надо ли вовсе прекратить финансирование газовых проектов в связи с тем, что такие инвестиции не соответствуют стратегии декарбонизованной экономики. Такие дебаты идут и в Европарламенте", - отметил он.