Обзор прессы

15 апреля 2019

После расширения номенклатуры грузов, погрузка на сети РЖД заиграет новыми красками

Первоочередными направлениями развития железнодорожного транспорта должны быть рост скорости перевозок и развитие инфраструктуры, считают большинство опрошенных Институтом проблем естественных монополий экспертов(ИПЕМ). Так, высокие баллы поставили повышению скорости доставки/сокращению времени в пути как для грузовых перевозок, так и для пассажирских. В среднем их оценили в 4,5 и 4,8 балла соответственно.

История вопроса

Для системного решения поставленных перед железнодорожным транспортом задач до 2025 года утверждена Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД». В частности, перед РЖД стоят амбициозные задачи, среди которых обеспечение перевозки предъявляемых грузов за счет развития комплексного обслуживания грузоотправителей и повышения качества грузовых перевозок. Также одна из задач – это увеличение объема транзитных перевозок грузов и развитие контейнерных перевозок. При этом важно расширить сеть высокоскоростных магистралей. Кроме того, необходимо обновить парк подвижного состава. И наконец, обеспечить необходимый уровень безопасности движения и экологической безопасности.

В свою очередь, реализация поставленных задач и инициатив даст возможность ОАО «РЖД» увеличить основные количественные, качественные и финансовые показатели. Так, по оптимистичному сценарию погрузка увеличится на 30,1% до 1 677,4 млн тонн. Этому росту будет способствовать увеличение грузовой базы широкой номенклатуры. В частности, к 2025 году погрузка химических и минеральных удобрений увеличится на 44,4% до 85,5 млн тонн, погрузка лесных грузов составит 61,4 млн тонн, что на 34,4% выше уровня прошлого года, погрузка черных металлов вырастет на 23,6% до 96,5 млн тонн.

Между тем, по оптимистичному сценарию в 2019 – 2025 годах общий размер инвестиционной программы железнодорожного транспорта составит 9 773,3 млрд рублей, ОАО «РЖД» – 5 786,5 млрд рублей. Стоит отметить, что большая часть инвестиционных проектов реализуется за счет средств ОАО «РЖД».

В частности, среди рыночных рисков в соответствии с ДПР самое большое влияние оказывает изменение объемов грузовой базы и ее структуры относительно прогнозируемых значений в результате волатильности рынков. Именно поэтому на грузоотправителей существует риск увеличения финансовой нагрузки при недостаточном увеличении грузооборота. Это необходимо для поддержания необходимого уровня инвестиций, чтобы развить железнодорожный транспорт. В частности, достижение этих показателей и является основным вызовом для железнодорожного транспорта до 2025 года. Между тем, опрошенные ИПЕМ считают эффективными мерами для грузовых перевозок развитие инфраструктуры, стабильность тарифной политики и оптимизацию процесса подачи и уборки подвижного состава с пути. В частности, 74% участников считают необходимым развивать железнодорожную сеть в целом, а источником ее финансирования назвали инвестиционную составляющую в тарифе – 47%.

Что касается развития контейнерных перевозок, респонденты считают приоритетным повышение скорости (4,4 балла) и расширение сети транспортно-логистических и складских комплексов (4,3 балла). Ниже удовлетворительного уровня оценили работу регуляторов в железнодорожном секторе транспорта. В свою очередь, положительные оценки получили Минтранс России и Федеральная таможенная служба. В частности, 23% и 26% соответственно охарактеризовали их работу как «хорошо» и «отлично». При этом самые низкие оценки у ФАС.