Обзор прессы

1 октября 2018

Латвийская железная дорога готова везти контейнеры не в свои порты, а в РФ

Договориться с Китаем о стабильном маршруте товаров через латвийские порты пока не удалось, в этих условиях Латвийская железная дорога хочет заработать на транзите контейнеров до Калининграда.

Президент Latvijas dzelzceļš" (LDz) Эдвинс Берзиньш в Петербурге обсудил с руководителем Октябрьской железной дороги Владимиром Голоскоковым возможности развития транзитного коридора в Калининградском направлении, сообщается на сайте LDz.

У LDz уже есть опыт организации транзита грузов с Дальнего Востока через Латвию в Калининград, как и возможности развивать это направление для обеспечения более активного регулярного сообщения, отметил Берзиньш.

В ходе встречи также рассматривалась возможность организации пассажирского сообщения из Калининграда в Санкт-Петербург, которое позволило бы развивать международные пассажирские перевозки.

"Октябрьская железная дорога является одним из наиболее значительных партнеров LDz. Сегодняшняя встреча не только помогла разрешить практические вопросы сотрудничества, но и стала доказательством тому, что наше сотрудничество с Российскими железными дорогами успешно и продолжает развиваться", — заявил Берзиньш по итогам переговоров.

В рамках проекта международных перевозок Китай — Европа через Россию следуют тысячи контейнерных поездов ежегодно. В настоящее время большая часть перевозок проходит через Польшу и Беларусь, а также Германию. Этот маршрут считают "золотым коридором" для торгово-экономического сотрудничества. Однако возможности железнодорожного транзита контейнеров через Беларусь и Польшу почти исчерпаны — зарубежные партнеры РЖД не проявляют активности в развитии пропускных мощностей.

В этих условиях руководство РЖД видит выход в переориентации части грузопотока на порты Санкт-Петербург и Калининград. Губернатор Калининградской области Антон Алиханов заявил, что Калининград ведет работу по интеграции единственного незамерзающего российского порта на Балтике в проект "Новый шелковый путь" — транзит грузов из Азии в Европу.

Транзит грузов до Калининграда возможен через Латвию и Литву. Причем латвийский бизнес готов потеснить государственную компанию Литовские железные дороги и при транзите грузов в Калининград через Литву.

Бывший латвийский политик, а ныне предприниматель Айнарс Шлесерс заявил о готовности перевозить грузы в Калининград по цене ниже, чем сейчас предлагают России Литовские железные дороги. Соответствующую заявку в 2017 году сделал лицензированный в Латвии железнодорожный оператор Euro Rail Trans (ERT), половина акций которого принадлежит РЖД. Шлесерс является членом правления ERT.

Если Литва не захочет открывать коридор через страну латвийскому перевозчику, Шлесерс готов судиться. "Мы, являясь независимыми государствами, входим в ЕС, и поэтому ограничение свободного передвижения из одного государства в другое недопустимо", — отметил Шлесерс.

"В Литве частных перевозчиков нет, поэтому мы хотим, чтобы она открыла свои карты и сказала, сколько стоит этот коридор. Мы целенаправленно намерены развивать коридор на Калининград и готовы судиться с Литвой в Европейском суде, если не договоримся", — заявил бизнесмен год назад.

В 2018 году на форуме TransRussia 2018 стало известно, что Шлесерс решил для "наступления" на Калининград использовать не только конфронтационный путь (вплоть для обещанного им судебного иска против Литвы, если та не допустит на свою инфраструктуру латвийского перевозчика). Он создает вместе с литовцами независимого железнодорожного оператора. В Латвии таких два, помимо принадлежащего государству LDz Cargo. Один из них — Baltijas Tranzīta Serviss — станет участником создаваемого литовского частного железнодорожного перевозчика. Новое предприятие возглавят экс-президент Lietuvos Geležinkeliai Cтасис Дайлидка и его коллега, многолетний руководитель управления грузоперевозок Литовских железных дорог Стасис Гудвалис.

Независимый железнодорожный оператор с участием латвийского капитала, который будет работать на территории Литвы, по замыслу Шлесерса, поможет и России развивать транзит в Калининград, и латвийцам заработать.