Обзор прессы

10 июля 2018

Магаданские рыбопромышленники регулярно обращаются в Минтранспорта с просьбой выровнять тариф на перевозку живой и охлажденной рыбы

На долю Дальнего Востока приходится около 70 процентов всей рыбодобычи в России. Поэтому развитие данной отрасли для макрорегиона – одна из важнейших позиций в политике ускоренного развития Дальнего Востока, передает РИА «КОЛЫМА-ИНФОРМ».

В ходе выездного совещания по вопросам развития ДФО заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству Михаил Иваник назвал Дальний Восток опорой развития рыбной отрасли России.

Он рассказал, что сейчас идет подготовка по обновленной стратегии развития рыбохозяйственного комплекса страны, с учетом конкурентных преимущество ДФО в Азиатско-Тихоокеанском регионе, национальной политики продовольственной безопасности, технологического перевооружения, модернизации производственных мощностей и развития новых направлений.

Так, по инвестиционным квотам в сегменте добычи тресковых видов рыб и минтая положительных эффект ожидается после ввода береговых комплексов, способных создавать добавленную стоимость за счет глубокой переработки и безотходного производства. В приоритете - качественное технологическое перевооружение. Инновации распространяются на проекты по производству рыбных кормов, которые в России сейчас в дефиците, переработке рыбьего жира, развития безотходного производства.

В качестве первого этапа отобрали 9 объектов, в основном на юге Приморья. Но по возможности развития береговой переработки в Магаданской области у инвесторов возникают вопросы, связанные с достаточным количеством сырья для работы предприятий и по вопросы по обеспечению предприятий сырьем и энергетическими мощностями, отметил Михаил Иваник.

«Прозвучало, что инвесторы опасаются вкладываться в глубокую переработку в Магаданской области из-за отсутствия сырья, что удивительно, потому что это не так. Второе заблуждение – что здесь проблемы с энергоресурсами. У нас нет такой проблемы. На Колыме проблема с избытком ресурсов, от того, что построенные когда-то гидроэлектростанции простаивают, и издержки на их содержание при низкой выработке очень высоки, - возразил исполняющий обязанности губернатора Магаданской области Сергей Носов. - Поэтому чем больше будет энергоемких, но эффективных производств, тем лучше для экономики Магаданской области. Пока же складывается абсурдная ситуация: дешевейшая по определению энергия и самый дорогой тариф, который нужно субсидировать. Это проблема гипертрофированности экономической ситуации в регионе.

Нам нужны инвесторы. Промышленникам трудно заходить в регион, потому что здесь нет железной дороги и удобной отгрузки, инфраструктуру надо создавать с нуля. Нам нужно предложить инструменты, которые позволяли бы направлять на Колыму инвесторов и в рудном и в рыбном комплексе».

Он предложил сенаторам подключиться к вопросу создания рыбоперерабатывющиего производства с помощью государственной поддержки.

Президент Магаданской ассоциации рыбопромышленников, генеральный директор ООО «Тихоокеанская рыбопромышленная компания» Михаил Котов, анализируя ситуацию в сфере рыбопереработки в регионе, отметил факторы, которые сдерживают ее развитие.

«Если говорить о лососевых видах, то в Магаданской области перерабатывают около 40 процентов того, что вылавливают. К примеру, в текущем году из 10 тысяч тонн на местных заводах будет переработано около 4,5 тысяч тонн и останется на зиму, чтобы обеспечить поставку в магазины и другие торговые точки, - пояснил он. - Если говорить о рыбе, которую колымские моряки вылавливают за пределами Магаданской области, то это тоже переработанная продукция: это рыба без голов и внутренностей, в таком виде она поступает на рынки Владивостока и Юго-Восточной Азии.

Основная проблема у нас – транспортная. Мы не можем сейчас увеличить объемы переработки, потому что цена доставки в регионы, где можно найти сбыт, очень дорогая. К примеру, в Мурманске тоже ловят сельдь, но до Москвы доставить ее оттуда стоит 2,5 рублей за килограмм, а из Магадана 30 рублей. Невозможность конкуренции сильно тормозит развитие отрасли. Мы не можем позволить себе увеличить выпуск продукции, так как в одном регионе ее не съедят в большем количестве. Пока логистика не в нашу пользу.

Мы регулярно обращаемся в Минтранспорта с просьбой выровнять тариф на перевозку живой и охлажденной рыбы. В США и странах ЕС рыбакам эти расходы возмещаются. А мы свернули проект по прибрежному промыслу из-за повышения авиатарифов на грузоперевозки, так как отправка охлажденной рыбы в ЦРС больше не имеет смысла. Мы закупили судно, чтобы заниматься свежей охлажденной рыбой по технологии «жидкий лед», они могла храниться в таком виде 21 день. Но потерпели убытки: в прошлом году стоимость авиаперевозки рыбы составляла 60 рублей за килограмм, с учетом того, что половину веса составляет лед, а в этом году «Аэрофлот» поднял тариф до 250 рублей, и никто такую рыбу за 500 рублей в ЦРС не возьмет. Поэтому судно стоит.

Магадан – это локальный порт, из-за затяжной зимы, ледовой проводки транспортные услуги очень дороги, поэтому многие промышленники стараются локализовать производство во Владивостоке. Доставка в Москву оттуда обходится в 8 рублей за килограмм.

Колымские компании закладывают на верфях суда, обсуждают с новым руководством региона проект строительства рыбоперерабатывающего завода в Магадане, мы готовим совместный с корейскими партнерами проект строительства большого портового объекта по разгрузке и обслуживанию судов во Владивостоке.

На заседании Думы мы поставили вопрос о возвращении к принципам районирования с учетом климатических, географических, логистических условий. Люди приехали поднимать регион, и это надо ценить и поддерживать. Нам нужен комплекс мер по развитию геополитически и экономических важных северных территорий».