Обзор прессы

13 ноября 2017

Ереван идет на прорыв: «Север-Юг» завяжет в армянский узел Тегеран и Тбилиси

Запуск стратегической автомагистрали "Север – Юг" позволит Армении стать важным узлом коридорa "Персидский залив – Черное море". Это принесет Еревану экономические и политические дивиденды, считает иранист Вардан Восканян.

Ранее армянские СМИ сообщили, что завершение строительства автомагистрали "Север-юг" тормозит отсутствие финансирования.

"Автомагистраль должна стать для Армении национальным приоритетом. Власти должны быть максимально заинтересованы в скорейшем строительстве автомагистрали", — сказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения Восканян.

Энергобитва на Кавказе: Ереван не даст Анкаре и Баку подмять регион под себя>>

По его словам, Ереван должен запустить "Север-юг" до того, как трехсторонний проект "Баку-Тбилиси-Карс" заработает в полную мощь.

Автомагистраль также позволит решить проблему изолированности страны. Ее полноценное функционирование позволит Армении стать ключевым узлом транспортного коридора "Персидский залив – Черное море". Армянское направление короче, в отличие от дороги через Азербайджан, а значит — выгоднее Ирану.

"Север-юг" откроет иранским товарам путь к черноморским портам, а оттуда — в Европу, по кратчайшей дороге", — пояснил Восканян, отметив, что от этого выиграет и соседняя Грузия.

"Это станет альтернативой для Тбилиси, которая с запуском проекта БТК сама себя ввела в абсолютную зависимость от Баку и Анкары", — сказал Восканян.

БТК — серьезный вызов грузинскому "проекту века" — строительству глубоководного порта Анаклия, а также может привести к падению грузопотока через грузинские действующие порты Батуми и Поти, считают эксперты.

Грузинские специалисты также заинтересованы в запуске магистрали "Север-юг". По некоторым подсчетам, из-за плохого состояния армянских дорог, расход топлива сильно возрастает. Если на каждые 100 километров в Грузии трейлеры расходуют 35 литров топлива, то в Армении – 55. "Север-юг" обойдется дешевле перевозчикам.

Эксперт по энергетической геополитике и международной безопасности Армен Манвелян также считает, что если "Север-юг" заработает, то роль Армении в регионе повысится.

"Мы должны понимать, что Баку и Анкара на этом фоне проигрывают нам как в политическом, так и экономическом смысле", — сказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения Манвелян.

Баку не спасет даже железная дорога "Казвин — Решт — Астара (Иран) — Астара (Азербайджан)", в случае запуска армянского проекта.

Манвелян уверен, сегодня проект "завис" из-за неэффективного управления. Ошибки допускались с самого начала. Так, начинать строительство нужно было с Мегри, а начали с Еревана, считает эксперт.

Три моста на участках дороги "Север – Юг" в направлении Ереван-Арташат и Ереван-Аштарак должны были быть сданы в эксплуатацию к декабрю 2017 года. Вопрос строительства остальных участков правительство обсуждает с частным сектором и другими банками.

Транспортный коридор "Север – Юг" имеет для Армении стратегическое значение. Эта дорога протяженностью в 550 км позволит обеспечить выход к Черному морю и к европейским странам, обеспечив связь с Ираном и Грузией.

Армения подписала кредитное соглашение с Азиатским банком развития еще в сентябре 2009 года. Оно предусматривало, что строительство автомагистрали будет завершено к 2016 году. Однако строительные работы начались только через три года после подписания соглашения с банком.