Обзор прессы

17 февраля 2017

Разногласия между Москвой и Минском — шанс Вентспилса на возобновление транзита нефти-сырца

20 февраля должна завершиться погрузка на танкеры закупленной Белоруссией у Ирана сырой нефти – заказчик получит ее через порты Вентспилса и украинской Одессы. Завершить доставку иранского сырца на белорусские нефтеперегонные заводы предполагается по железной дороге. Однако план запуска «на реверс» простаивающего уже 15 лет трубопровода из Вентспилса был готов еще 13 лет назад.
Новость о начале закупок Белоруссией иранской нефти сообщило 16 февраля агентство Reuters, пишет РБК. Белорусские власти эту информацию не подтверждают и не опровергают.

По данным источников агентства, «Белоруснефть» через свою «дочку» Beloil Polska купила 600 тыс. баррелей (80 тыс. тонн) нефти у иранской национальной компании NIOC, и уже 20 февраля продукт может быть погружен на танкеры. А далее – интересное для Латвии: в качестве порта, куда эти танкеры могут быть направлены, рассматривается не только украинская Одесса, но и Вентспилс. Из латвийского порта нефть будет отправлена в Белоруссию железной дорогой, но теоретически - может транспортироваться не только по железной дороге, а и по нефтепроводу. По которому Россия больше не отправляет свою нефть с начала 2003 года.

Известно, что Белоруссия с одобрения президента Александра Лукашенко сейчас активно ищет альтернативные источники нефти, поскольку из-за разногласий с Россией по ценам на газ есть угроза снижения объемов поставок энергоресурсов. «Катастрофы нет, но сокращение поставок нефти от Российской Федерации должно быть замещено альтернативными вариантами», — заявил в январе глава государства.

Весь прошлый год стороны пытались договориться, но уже с июля Россия более чем на треть сократила поставки нефти в Белоруссию, мотивируя это наличием долга за природный газ. По мнению российской стороны, цена газа должна быть такой, как указано в заключенном обеими странами договоре.

В 2016 году частично заместить российскую нефть смогли поставки азербайджанской Socar, которая отгрузила Белоруссии 560 тыс. тонн нефти. В январе эти поставки прекратились.

Одну из первых попыток получить альтернативную нефть в Белоруссию обсуждалась как раз после прекращения транзита российской нефти через Вентспилс. Как писала в 2004-м газета Kommersant Baltic Daily, Белоруссия, Украина и Латвия могла бы реализовать проект по созданию нового нефтяного маршрута в обход России. Речь шла о продлении трубопровода Одесса – Броды до Вентспилса.

В таком случае поставки нефти белорусам могли бы осуществляться в реверсном направлении (узлами новой линии стали бы Одесса — Броды — Мозырь — Полоцк — Вентспилс). Объемы поставок нефти-сырца на белорусские нефтеперерабатывающие заводы могли бы достигать 10 млн. тонн в год. Но в силу множества сложностей технического и финансового характера проект не был реализован.