Обзор прессы

11 января 2017

«ЛУКОЙЛ» пробурит разведочные скважины на шельфе Дагестана

До апреля текущего года нефтехолдинг ПАО «ЛУКОЙЛ» пробурит несколько разведочных поисковых скважин на дагестанском шельфе в районе перспективной структуры Хазри. Об этом сообщили в министерства транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан, подчеркнув, что дальнейшую разведку на республиканском шельфе в 2019-20 годах в «ЛУКОЙЛе» намерены распространить на соседнюю структуру Титонскую.

Нефтехолдинг давно уже рассматривал дагестанский шельф как перспективный регион деятельности для добычи углеводородов. Ещё пару лет назад приоритетным направлением геологоразведочной деятельности «ЛУКОЙЛа» на Каспии вице-президент холдинга Андрей Гайдамака называл как раз структуру Хазри.

В 2013 году компания даже объявила ряд тендеров по своим каспийским площадкам, в том числе на проведение инженерно-геологических изысканий на площадках №1 структуры Титонская и микросейсмического районирования для скважины №1 Хазри.

А в сентябре 2013 года бывший министр экономики Дагестана Раюдин Юсуфов в докладе на заседании правительства республики сообщил, что холдинг Вагита Алекперова намерен «в долгосрочной перспективе» реализовать проект строительства головных береговых сооружений месторождения Хазри (в порту Махачкалы) ориентировочной стоимостью 1,044 млрд рублей собственных средств.

Ожидалось, что, в случае положительных результатов разведки, первым в эксплуатацию ввести в 2018-19 годах Хазри, а в 2024 году – Титонскую.

В этом случае обе дагестанские структуры могли быть соединены трубопроводом с месторождением имени Владимира Филановского в астраханской части каспийского шельфа.

Интерес холдинг также проявлял в разработке структуры «Центральная» (в пределах российского сектора акватории Каспийского моря в 150 км восточнее Махачкалы). В мае 2008 года на структуре «Центральная» было открыто крупное нефтегазоконденсатное месторождение. Запасы месторождения, обнаруженного ООО «ЦентрКаспНефтегаз» на структуре Центральная, составляют примерно 169,1 млн тонн условного топлива по категориям С1+С2.

Кроме того, нефть с месторождений северного Каспия тогда сгружали в порту Махачкалы (порядка 1,2-2,5 млн тонн в год), где её принимали через терминал «Дагнефтепродукта» (ДНП, контролируется влиятельным кумыкским кланом Магомедовых), и откуда закачивали в магистральный трубопровод «Транснефти» (МНП «Баку-Новороссийск»).

Однако в прошлом году из-за проблем, связанных с воровством нефти на территории Дагестана через незаконные врезки, «ЛУКОЙЛ» отказался прокачивать нефть через махачкалинский терминал «Дагнефтепродукта», перенаправив 120 тысяч тонн нефти в месяц из своего каспийского месторождения имени Юрия Корчагина через азербайджанский порт Сангачалы в магистральный нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан. После чего вопрос о совместных проектах с республиканским руководством подвис в воздухе.

В конце прошлого года руководство «ЛУКОЙЛа» и руководство Дагестана, очевидно, нашли общий язык, и с сентября 2016 года нефтехолдинг приступил к разведочному бурению на структуре Хазри.

В минтрансе республики утверждают, что компания планирует задействовать собственные средства и для транспортировки добытых ресурсов с использованием транспортно-логистического сектора Дагестана.