ИАА «ПортНьюс» не является автором данной статьи, и мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

  • Источник: https://inform-24.com

    19 ноября 2019

    От водного транспорта ждут мультипликативного эффекта

    18 ноября в Российской палате судоходства состоялось заседание экспертной секции по морскому и речному транспорту при комитете Госдумы по транспорту и строительству под председательством члена комитета и руководителя Секции Виктора Дерябкина.

    В настоящее время в Государственной Думе на рассмотрении находятся два законопроекта, внесённые правительством РФ, которые касаются стимулирования строительства судов на российских верфях, а также их комплектации российским оборудованием - проект федерального закона № 778665-7 «О внесении изменений в ст. 4 Кодекса торгового мореплавания РФ (об уточнении вопросов возможности и организации использования судов под флагом иностранных государств при осуществлении некоторых видов деятельности в области торгового мореплавания, разработанный Минтрансом РФ, и проект федерального закона № 769222-7 «О внесении изменений в ст.4 КТМ РФ (об отдельных видах работ, осуществление которых возможно исключительно с использованием судов, построенных на территории РФ), разработанным Минпромторгом РФ.

    Камнем преткновения стала норма, по которой судно предложено считать российским, не только если оно было построено на российской верфи и работает под российским флагом, но также это судно должно соответствовать критериям постановления правительства РФ № 719, в котором фактически обозначен обязательный объём комплектующего оборудования, произведённого в Российской Федерации.

    По мнению судоходного сообщества, существует правовая неопределённость, когда суда, которые были построены на российских верфях до вступления в силу законодательных новелл, но не соответствующие требованиям ППРФ № 719, не получат права доступа в каботаж. А в строительство такого флота судовладельцами были вложены значительные средства. Таким образом, фактически дискриминируется российский флаг, нивелируется эффект от всем известного ФЗ № 305 о поддержке судостроения.

    «Для бизнеса на данный момент такой искусственный критерий вреден, т.к. создаёт правовую неопределённость», - считают в Российской палате судоходства. Участники заседания обратили внимание, что требования ПП РФ № 719, которые вступают в силу с 2019 года, могут быть выполнимы, а в позициях, которые пописаны к исполнению с 2022 года, такой уверенности нет. Правительство, напротив, аргументирует свою позицию тем, что законопроект направлен как раз на развитие отечественного судостроения, чтобы не возникало таких ситуаций, когда российская верфь выигрывает конкурс на строительство судна, а потом размещает заказ на строительство этого судна на зарубежной верфи. «За период с 2012 по 2017 гг. в нашей стране введено в эксплуатацию 1116 судов зарубежного производства, из них 239 предназначены для внутренних водных путей и 877 для морских акваторий», - такую статистику приводят министерства.

    В ходе оживлённой дискуссии представители судоходного сообщества подчёркивали, что не против импортозамещения в смежных производствах, но эту цель лучше достигать путём принятия отдельной госпрогрммы по импортозамещению комплектующего оборудования, и по мере выполнения этой госпрограммы вводить уже те или иные запрещающие критерии и нормы.


    В отношении законопроекта 778665-7 «О внесении изменений в ст. 4 Кодекса торгового мореплавания РФ свою позицию высказал Российский профессиональный союз моряков. В Союзе видят необходимость устранения существующей правовой неопределенности п. 4 ст. 4 КТМ РФ, предусматривающей право Правительства РФ выдавать разрешение о морских перевозках в «каботаже» иностранным судам. Действующая редакция этой нормы, в отличие от предыдущей, не содержит ссылки на наличие случаев и порядка, при которых Правительство РФ выдает такие разрешения. Соответственно, совершенно непонятно продолжает ли действовать в этом случае Постановление Правительства РФ от 24.052012 г. №504 «О перевозках и буксировке в сообщении между портами Российской Федерации, а также деятельности, связанной с ледокольной проводкой, поисковыми, спасательными и буксирными операциями, подъемом затонувшего в море имущества, гидротехническими, подводно-техническими и другими подобными работами, которые осуществляются во внутренних морских водах или в территориальном море Российской Федерации судами, плавающими под флагом иностранного государства».

    «Судя по тому, что в действующей редакции данной нормы КТМ отсутствует указание на необходимость наличия таких условий и порядка, когда Правительство РФ дает решение на плавание иностранных судов в каботаже, такие решения принимаются произвольно, что недопустимо, ведет к ущемлениям прав российских судовладельцев и российских моряков», - отметил главный эксперт по правовым вопросам РПСМ Валерий Нефедов.

    Также Валерий Нефёдов обратил внимание, что с учетом требований ТК РФ (ст. 35.1) и ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» этот законопроект необходимо вынести для рассмотрения на площадку РТК, поскольку он, в частности, затрагивает интересы моряков на занятость, создает напряжение на национальном морском рынке труда, а потому нуждается в соответствующей корректировке. Его поддержал президент Российской палаты судоходства Алексей Клявин.

    «От водного транспорта ждут мультипликативного эффекта. Однако, чтобы сохранить динамику обновления флота, необходимо сохранить принципы, которые были заложены в № 305-ФЗ о поддержке отечественного судостроения, избежать правовой неопределённости и непосильных финансовых обременений на судовладельцев», - пояснила для Информ-24 член Секции, координатор проекта «Морская политика» Центра стратегических оценок и прогнозов Анна Горнова.

    Предполагается, что позицию по обоим вынесенным сегодня на экспертное обсуждение законопроектам, определит в ближайшее время профильный комитет Госдумы по транспорту и строительству.