ИАА «ПортНьюс» не является автором данной статьи, и мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

  • Источник: https://rg.ru/

    3 апреля 2019

    Прибрежный выбор

    В Мурманской области существенно выросло количество рыбопромышленных предприятий, которые изъявили желание ловить рыбу по прибрежной квоте и везти ее на российский берег в охлажденном виде. Но при этом портопункты в прибрежных селах и поселках Мурманской области исключены из перечня мест, где рыбаки смогут выгружать свой улов. Это ставит под вопрос развитие населенных пунктов на побережье Баренцева моря. Эксперты настаивают на необходимости восстановить причалы в портопунктах, построить там холодильники и организовать рыбопереработку.

    Возникает вопрос: как доставить такую массу рыбы в Мурманскую область? Согласно перечню мест выгрузки, хранить эту рыбу можно только в порту Мурманск. Везти «охлажденку» в удаленные морские терминалы порта Мурманск - Лиинахамари, Териберку и Ура-Губу - уже нельзя. Особенно странным выглядит такой запрет в отношении села Териберка, где в мае 2012 года с большой помпой была открыта новая рыбофабрика.

    - Существует «Стратегия социально-экономического развития СЗФО на период до 2020 года», - отметил Юрий Тимохин, эксперт «ОПОРА РОССИИ». - В ней говорится, что для сохранения прибрежных поселений предусматриваются неотложные меры для создания необходимой инфраструктуры. Стратегия принята еще в 2011 году. Прошло восемь лет, но ничего из этого не сделано.

    Что касается запрета разгружаться в портопунктах Лиинахамари, Териберке и Ура-губе, то там уже не осталось причалов, отвечающих требованиям безопасности. По словам Андрея Алексеева, заместителя министра рыбного и сельского хозяйства Мурманской области, туда, где нет причалов, могут доставлять рыбу только суда длиной менее 20 метров. Восстановление причалов - не такая простая задача. У них, как правило, есть собственники, которым и стоит задавать вопросы.

    Справится ли с наплывом «охлажденки» Мурманский морской рыбный порт? Не все эксперты отвечают на этот вопрос утвердительно. В порту не работает больше половины портальных кранов.

    Нужно восстановить причалы в портопунктах, построить там холодильники и организовать рыбопереработку

    Портовики не соглашаются с этой точкой зрения. По словам управляющего Мурманским морским рыбным портом Олега Креславского, скорость обработки судов в порту значительно выросла. Кроме того, мощности порта задействованы далеко не полностью.

    В том, что порт справится с приемом «прибрежной» рыбы, уверен и Андрей Алексеев. Кроме того, по его словам, есть и другие причалы, где могут разгружаться рыбопромысловые суда. Например, это поселок Минькино на западном берегу Кольского залива, причалы у холодильников «Гольфстрим». Так что для тех рыбаков, кого не устроит качество обслуживания в ММРП, существуют альтернативные варианты.

    Состояние инфраструктуры Мурманского морского рыбного порта действительно оставляет желать лучшего. Но в перспективе - реконструкция Северного грузового района ММРП за счет средств федерального бюджета. Возможно, для этой цели будут привлекаться инвесторы в рамках механизма ГЧП. В 2019 году предполагается начать предпроектные работы.

    Рыбаки объяснили свое нежелание заходить в Мурманский морской рыбный порт «излишним контролем со стороны государственных органов». Заместитель генерального директора Союза рыбопромышленников Севера Олег Никитин поднял проблему излишнего, по мнению рыбопромышленников, контроля в мурманском порту со стороны государственных органов.Эту же позицию разделяет вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области Ирина Мокерова. По словам Юрия Тимохина, чтобы решить эту проблему, представители береговой инфраструктуры и прибрежного рыболовства намерены внести в Мурманскую областную думу предложения определить круг лиц, занимающихся традиционным рыболовством, которые имеют право ловить рыбу на продажу, поставляя сырье местной рыбопереработке.

    Комментарий

    Анатолий Васильев, заведующий отделом экономики морской деятельности в Арктике Института экономических проблем КНЦ РАН:

    - На мой взгляд, рыбаки преувеличивают трудности захода в порт Мурманск. В любом случае, им выгодно найти причины, чтобы не ходить сюда, а продолжать везти рыбу на экспорт. И, естественно, никому не выгодно восстанавливать полуразрушенные портопункты. Кроме того, за рубежом рыбаки могут получить кредит под четыре-шесть процентов под будущие уловы, сулят им и многие другие удобства. Причин не ходить в Россию много, но я думаю, что рыбопромышленников все равно заставят это делать. На Дальнем Востоке скоро будут открыты приемо-торговые центры, где организуют биржу по продаже рыбы на переработку. После переработки рыба будет выставляться на аукцион, чтобы имелась возможность сделать прозрачным ценообразование. И следующим местом, где появится такой приемо-торговый центр, будет Мурманск. А чтобы рыбаки везли туда рыбу, предполагается определить квоту, которая будет предоставляться рыбакам только на условии поставок рыбы в эти приемо-сдаточные центры, и лишь после этого рыба может уйти на экспорт.