ИАА «ПортНьюс» не является автором данной статьи, и мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

  • Источник: https://rueconomics.ru

    15 марта 2019

    США планируют отправить корабли в Арктику ради противодействия с РФ в регионе

    ВМС США планируют этим летом отправить несколько надводных судов через Северный Ледовитый океан, что говорит об изменении политики США с целью более эффективного противодействия России в регионе. Об этом пишет издание arctictoday.com в материале, перевод которого представлен ниже.   

    В ряде заявлений, сделанных на минувшей неделе, американские военные лидеры высказались по поводу изменения подхода страны к Арктическому региону. Выступая перед сенатским комитетом по вооруженным силам, генерал Кертис Скапаротти, командующий Европейским командованием ВС США, объяснил, что изменение климата заставляет ВМС менять свои планы.

    "Сейчас Северный морской путь открывается все чаще, там присутствует ресурсный и коммерческий интерес. Это создает конкуренцию", - заявил он и добавил, что американские войска обновили свои планы в Арктике в целях сдерживания. “Мы посылаем сигнал, что Арктика важна для нас", - заключил он.

    Это же мнение высказал и министр ВМС Ричард В. Спенсер, заявив, что быстрое открытие Северного Ледовитого океана для судоходства требует присутствия американского флота в регионе: “Например, мы с главнокомандующим ВМС США говорили о том, что нашим кораблям пора начать совершать транзит через Арктику этим летом". Спенсер подтвердил, что это будет операция по обеспечению свободы судоходства, но не уточнил, будет ли она затрагивать воды вдоль или вблизи Северного морского пути России.

    Хотя ВМС США регулярно направляет в Арктику подводные лодки и патрульные самолеты, надводные суда США редко появлялись в регионе с 60-х годов ХХ века. В октябре 2018 года авианосец “Гарри С. Трумэн” и его ударная группа в рамках учений “Единый трезубец” вышли в арктические воды и стали первыми надводными судами США в регионе за почти 30 лет.

    Намерения США вновь заявить о себе в Арктике являются прямым результатом деятельности России в регионе, объясняет Скапаротти: "Россия восстановила там десять своих аэропортов. Теперь у них есть радарные системы. Они начали периодически устанавливать различные системы вооружения для контроля над регионом. Так что все это я должен учитывать при составлении плана. Россия наращивает свое качественное преимущество в арктических операциях, а военные базы служат укреплению ее позиций”.

    Российские официальные лица не ответили на запросы о комментариях и не сделали никаких публичных заявлений в ответ на планы ВМС США. Однако на прошлой неделе российские СМИ сообщили, что РФ разработала жесткие правила для прохода иностранных военных кораблей по Северному морскому пути.

    В соответствии с новыми правилами необходимо уведомлять Россию о любом рейсе не менее чем за 45 дней до его начала и предоставлять полную информацию о судне и его маршруте. Кроме того, суда должны брать на борт российского ледового лоцмана на время рейса (однако вряд ли иностранные военные суда будут соблюдать это условие).

    Все это противоречит политике США по обеспечению свободы судоходства и концепции “мирного прохода” за пределами территориальных вод, которую они регулярно осуществляют, например, в Южно-Китайском море.

    Но даже с изменением риторики со стороны американских военных чиновников, призывающих к более активному участию в Арктике, возможности Соединенных Штатов в этом регионе по-прежнему будут отставать от возможностей России.

    Последний корабль ВМС США, способный предотвращать нарастание льда на надстройке судна, крейсер класса "Тикондерога", создавался в 70-х годах ХХ века. Новые суда ВМС не имеют возможностей для работы в Арктике.

    У России же есть несколько десятков обычных и атомных ледоколов, и она расширяет и активизирует свои военно-воздушные базы в данном регионе.

    Даже если не учитывать лед, бурные воды Северного Ледовитого океана сами по себе представляют проблему для небольших судов, сопровождающих крупные корабли. Меньшие суда сталкиваются с нарастанием льда и им трудно справляться с высокими волнами. Так, во время рейса из Исландии в Норвегию в октябре 2018 года небольшой десантный корабль-док, сопровождавший более крупный десантный корабль, получил серьезные повреждения в неспокойном море и был вынужден вернуться в порт.