ИАА «ПортНьюс» не является автором данной статьи, и мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

  • Источник: https://pravo.ru

    22 февраля 2019

    Что решил Совет по кодификации

    Один из них устанавливает понятие и основные правила смешанных перевозок – то есть перевозок грузов и пассажиров разными видами транспорта по одному билету или иному документу. По словам профессора Витрянского, «тут вообще нечего поддерживать». Он считает, что транспортным организациям нельзя давать полную свободу усмотрения в вопросе организации прямых смешанных перевозок. В таких условиях маловероятно, что соглашения вообще будут заключены, и это может ударить по экономике. «Грузы идут в районы Дальнего Севера, начальник порта говорит, что не хочет участвовать, - привел пример Витрянский – Причал не включит в перечень [пунктов прямого смешанного сообщения], а включит туда какой-то сарай».

    Среди других замечаний Совета – вопросы ответственности, которую проект возлагает на того перевозчика, который обязан выдать груз в пункте назначения, а на его «коллег» по умолчанию возлагает субсидиарную ответственность. Но логичнее привлекать к ответу того, кто не обеспечил сохранность груза, а если невозможно его найти, предусмотреть солидарную ответственность, полагает Витрянский.

    Еще один проект посвящен транзитным перевозкам и, по идее, должен сделать их более конкурентоспособными для иностранных компаний. Контейнерные перевозки упали, и Президент поручил исправить ситуацию, рассказал первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по транспорту и строительству Виталий Ефимов. По его словам, тарифы публикуют только железнодорожные перевозчики, а другие нет, и иностранные компании не знают, какая цена услуг.

    Проект решает эту проблему с помощью установления предельного размера провозных платежей. При этом перевозчики сами определяют цену своих услуг и могут менять ее не чаще раза в год. Члену Совета, доценту кафедры гражданского права МГУ Андрею Ширвиндту было непонятно, как сочетаются эти нормы между собой, а также с тем фактом, что договор транзитной перевозки предполагается сделать публичным – то есть исполнитель не сможет отказать в своих услугах.

    Получается, что оператор не вправе отказать в заключении договора, даже если фактическая стоимость услуг превысит предельный размер провозной платы. Поэтому надо оставить что-то одно: или договор оставить публичным, но по свободной цене, или оставить предельную цену, но дать право отказать в услуге.

    Сама по себе обязательность такого соглашения вызвала у Ширвиндта сомнения – юрист напомнил о принципе свободы договора. Члены Совета согласились с этой точкой зрения и не одобрили проект в предложенной редакции.