ИАА «ПортНьюс» не является автором данной статьи, и мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

  • Источник: http://vnpinfo.ru

    4 февраля 2019

    Морское инженерное бюро может воплотить самые современные тенденции судостроения — Геннадий Егоров

    Восемь теплоходов RSD32М — не первая серия судов, которая строится на Окской судоверфи по проектам Морского инженерного бюро. По мнению его генерального директора доктора технических наук, профессора Геннадия Вячеславовича Егорова, предприятию по силам воплотить в будущем самые современные тенденции в отрасли.

    Сверхполные и не очень

    Главным итогом 2018 года руководитель одной из ведущих проектных организаций в стране называет массовое строительство сухогрузных судов, в том числе со свехполными обводами корпуса. Первые шесть таких теплоходов RSD59 уже находятся в эксплуатации, девять продолжат серию (кроме того, ГТЛК объявило конкурс на строительство еще одиннадцати судов RSD59).

    Это наиболее заметное явление в отечественной отрасли и необычное для практики мирового судостроения прежде всего относится к построенным на Окской судоверфи танкерам класса «река-море» проекта RST27 (уже за ними последовали комбинированные суда RST54, танкеры-химовозы RST12, RST27M и наконец сухогрузы RSD59 и RSD79). Причем особенностью этого нового поколения судов является не только увеличенный коэффициент полноты, но и ряд других принципиально важных характеристик, полученных Морским инженерным бюро (МИБ) в научных исследованиях.

    Эти обоснования главных размеров теплоходов, выбора формы носовой и кормовой оконечностей, количества и типа движителей, способов формирования конструкции и так далее позволили морским инженерам в 2011 году предложить концепт сверхполного танкера RST27 с коэффициентом общей полноты 0,932 экспертам международной транспортной группы UCL Holding. Именно в ее состав входят Окская судоверфь и еще ряд российских судоходных компаний.

    У такого судна, сохранившего район плавания и возможность круглогодичной эксплуатации, существенно увеличилась грузоподъемность в реке и в море (до 5420 и более 7000 тонн соответственно). Уместно сказать, что Британское Королевское общество корабельных инженеров RINA дважды включало проект RST27 в число лучших судов года (в 2012-м и 2013-м). По итогам 2017-го в этот список вошел и проект RST27М.

    Разумеется, на отечественных предприятиях продолжается и строительство не сверхполных сухогрузов различного типа и назначения. Один из примеров — спуск на воду 12 декабря на Окской судоверфи головного судна проекта RSD32М.

    Пропан — не пан

    Одна из самых обсуждаемых сегодня тем — создание судов, использующих в качестве топлива сжиженный природный газ (СПГ). За ним будущее, учитывая мировые экологические требования, предъявляемые к морскому транспорту. Так, с 2021 года разрешается использовать только горючее с более низким содержанием серы.

    — У нас есть версия танкера проекта RST27 с трехтопливными двигателями, то есть работающими на газе, мазуте и дизельном топливе, — прокомментировал ситуацию Г. В. Егоров. — Причем речь идет не о переоборудовании уже имеющихся судов, что не имеет смысла, так как потребуются очень большие изменения, а о строящихся теплоходах. Их реально и быстро можно перевести на сжиженный природный газ. Более того, мы готовы предложить новые модификации с СПГ сухогрузов RSD59 и RSD44 (речные суда навашинской постройки, эксплуатирующиеся Волжским пароходством, — еще одной компании UCL Holding).

    Таким образом, есть знания и понятия, как строить суда основных типов на газомоторном топливе. Проблема в другом — отсутствии СПГ-бункеровки и регламентирующих ее правил, которых попросту нет в речных и морских портах страны. Скажем, по аналогии с автомобильными заправками. Правда, на них используются пропан и бутан, а не метан, который по своим параметрам ближе к дизельному топливу.

    Между тем движение началось. Пионером выступает компания «Совкомфлот», но построенные для нее танкеры на газомоторном топливе заправляются за границей. Как быть с другими такими проектами, предназначенными для работы в России? Например, с железнодорожным паромом проекта CNF19M для Балтийского моря на линии Усть-Луга — Балтийск — Засниц, созданным Морским инженерным бюро? Срок сдачи в 2020 году. Необходимы соответствующие решения на федеральном уровне и инфраструктура для бункеровки.

    Не нужен нам сейнер турецкий

    Один из вызовов для отечественных верфей — строительство рыбопромыслового флота. Раньше российским компаниям его поставляла заграница. Поэтому все дело в решительности или нерешительности одних разместить заказ на российских предприятиях и в возможностях других качественно и в срок его выполнить. И первые, и вторые в ожидании внятной политики государства, в частности по предоставлению «квот под киль» для определенных типов рыболовных судов.

    Что происходит? Сегодня многие морские верфи в стране загружены такими заказами. Например, Выборгский судостроительный завод заключил контракт на постройку четырех крупнотоннажных траулеров, и месяц назад первый из них — «Баренцево море» — спущен на воду. Также новые траулеры заложены на «Адмиралтейских верфях» и Северной верфи в Санкт-Петербурге, на заводе «Янтарь» в Калининграде. Завод «Пелла» в Ленинградской области построит ярусоловы.

    Что с краболовами? По словам Г. В. Егорова, первое такое судно для ловли большого (камчатского) краба при участии Морского инженерного бюро строится на… турецкой верфи «Терсан» по заказу Северо-Западного рыбопромышленного консорциума.

    — Кроме того, а виду отсутствия «квот под киль» для краба, наши партнеры приняли решение переоборудовать еще три судна в краболовы из«свежих» судов снабженцев постройки 2000-х годов, — пояснил руководитель МИБа. — На большой палубе размещаются ловушки для крабов, устанавливается кран и фабрика, а внизу делается морозильный трюм для хранения готовой продукции, увеличивается надстройка и так далее.

    Это один из выходов в сложившейся ситуации. Такие краболовы, конечно же, могут строить и Окская судоверфь, и Невский ССЗ, и другие российские предприятия. Но кроме серьезной государственной поддержки (прежде всего наличия законодательной базы), чтобы получить такой заказ, за него надо в прямом смысле бороться. Увы! Пока в Турции эти суда строят дешевле и быстрее.
    В круиз на север и на юг

    И, конечно, гордостью Морского инженерного бюро является разработанная им линейка круизных судов нового поколения. Начало ей было положено с завершением строительства в 2017 году первого отечественного пассажирского теплохода проекта PV09 «Штандарт». Сегодня на российских верфях создаются головное судно класса «река-море» проекта PV300VD «Петр Великий» и теплоход проекта PV300 «КнязьВладимир», который планируется спустить на воду в этом году и отправить в первый рейс весной 2020-го.

    — Новые концепты — это не только новые суда, — считает Геннадий Вячеславович Егоров, — но и новый туристический продукт. Например, перспективный каспийский круиз привлекателен не только для граждан близлежащих стран (Ирана, Азербайджана, Казахстана), но и туристов из США, Австралии, Европы и Китая.

    Еще один проект — судно «Золотое кольцо», заложенное год назад и предназначенное для круизов по Волге, Оке, Москве и Каналу имени Москвы, включая движение через центр столицы. Также планируются рейсы в Великий Новгород по реке Волхов и обводным каналам Ладожского и Онежского озер.

    Дело в том, что средний возраст эксплуатируемых сегодня круизных судов составляет 43 года, при этом половина из них старше 60 лет (всего на рынке работают 90 теплоходов и порядка 50 будет списано в ближайшее десятилетие). Для удержания доли рынка на уровне 400 тысяч туристов необходимо построить не менее 20 современных теплоходов различного типа.

    Актуален вопрос и развития арктического туризма на специальных экспедиционных судах. А в северных широтах не обойтись без ледоколов. Это еще одна государственная задача для отрасли. Первыми ледоколами МИБа стали спасательные суда проекта MPSV06 «Берингов пролив» и «Мурман», имевшие класс Icebreaker6 и признанные лучшими судами, построенными в 2015 году в Германии. Новые дизельные ледоколы 2018 года постройки класса Icebreaker8 проекта IBSV01 (головное судно — «Александр Санников») могут работать в сплошном льду толщиной около 2 метров и 30-сантиметровым снежным покровом со скоростью 2 узла при движении вперед как носом, так и кормой.
    Итоги…

    За 2018 год по проектам Морского инженерного бюро построено и сдано в эксплуатацию 22 новых судна суммарным дедвейтом 137 тысяч тонн. Среди них два самых мощных в мире дизельных ледокола мощностью 22000 кВт «Александр Санников» и «Андрей Вилькицкий», шесть сухогрузов RSD59, два «сверхполных» танкера-продуктовоза RST27 и дваRST27M,семь несамоходных нефтеналивных барж «Белмакс» ROB20 и другие. Кстати, начиная с 2012 года, в эксплуатацию уже сдано 42(!)теплохода серии RST27 — рекорд в новейшей истории отечественного судостроения.

    … и перспективы

    По проектам МИБа строятся12 морозильных траулеров и краболов-процессор, пять паромов, столько же аварийно-спасательных судов, круизные пассажирские теплоходы нового поколения, танкеры-продуктовозы-химовозы, сухогрузы, нефтеналивные и сухогрузные баржи и так далее. В том числе судно-музей проекта HS01 и рейдовый перевалочный комплекс проекта CV03. Результаты исследований сотрудников бюро и новые разработки были представлены более чем на 20 международных конференциях, опубликовано более 70 печатных работ.