ИАА «ПортНьюс» не является автором данной статьи, и мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

  • Источник: http://www.stav-reporter.ru

    7 декабря 2018

    Транспортный тупик

    Не знаю, кому как, а мне бывает до слёз обидно, когда слышу от жителей других городов России пренебрежительную, но правдивую фразу: «Ставрополь? Ой, да в ваше захолустье не долетишь и не доедешь». И действительно, если говорить положа руку на сердце, краевой центр – это настоящий транспортный тупик. Поэтому о проведении у нас крупных многолюдных форумов, международных мероприятий и прочих знаковых событий речи идти не может. В точку, в которую и из которой транспорт, образно говоря, ходит в час по чайной ложке, заманить людей, привыкших к динамичному существованию, ой как непросто.

    Скудная железка

    Наверное, только слепой может не заметить, какими гигантскими темпами прирастает население Ставрополя. Сейчас в городе и пригородах проживают более 600 тысяч человек, у которых зачастую родственники разбросаны по всей стране – от Калининграда до Владивостока. И простейший вопрос поездки к ним становится для ставропольцев настоящей головной болью. Одной из основных проблем является тупиковость железной дороги. Ситуация, при которой большинство жителей города, желающих куда-нибудь отправиться по железной дороге, едут в тот же Невинномысск, чтобы сесть там на нужный поезд, ненормальна априори. Но эта ненормальность в упор не замечается ни властями региона, ни руководством РЖД.

    Парадокс в том, что, собственно, и изобретать велосипед не особо нужно, ведь существовали же когда-то железнодорожные рейсы Ставрополь – Элиста, Ставрополь – Армавир, да в ту же Невинку можно было с удобством докатить в вагоне. Сейчас о таких возможностях помнят только старожилы и энтузиасты, пытающиеся достучаться до «отцов народа» и доказать им, что негоже краевой столице носить антипочётное звание тупика.

    Наш земляк Александр Ершов давно следит за озвученной некогда идеей строительства железной дороги, которая, по проектам РЖД, должна была быть через республику Калмыкию и соединить Поволжье со Ставропольем.

    Пару лет назад с ней, этой идеей, носились чиновники федерального уровня, раструбив о том, что реализация проекта вот-вот начнётся. Ну а потом, пошумев и наделав ажиотажа, как всегда, нырнули в кусты. Теперь этот проект, похоже, беспокоит только энтузиастов вроде А. Ершова, который направил обращения и губернатору края, и главе Калмыкии, и руководству РЖД с одним вопросом: «Когда же будет выполнено это обещание?». Обратился Александр и в «Ставропольский репортёр», чтобы газета помогла не замести этот вопрос под ковёр.

    Проекты провалились

    «Когда-то в стародавние времена была построена Армавиро-Туапсинская железная дорога. Часть её во времена Гражданской войны была разрушена, но большая часть осталась и находится в эксплуатации Северо-Кавказской железной дороги, – пишет Ершов. – В советские времена железная дорога была доведена от села Дивного до Элисты. А несколько лет назад РЖД планировала начать строительство линии Астрахань – Элиста. В печати сообщали, что ветка будет строиться, согласно «Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года».

    Но уже пошёл пятый год с момента раздачи обещаний, а реализации проекта не видно! Безусловно, этот проект очень важен. Это позволит создать прямой выход порта Астрахань к портам Чёрного моря, а также увеличится транзит грузоперевозок и пассажиропоток, что давало бы возможность соединить железные дороги Казахстана с российским портом Новороссийск. Этот ход может быть частью международного транспортного коридора Восток – Запад.

    Для Ставрополья тоже немаловажный аспект в развитии. Северо-восток края встряхнулся бы от спячки, появились бы новые рабочие места, новые бизнес-проекты. Населению Урала и Сибири было бы удобнее и быстрее добираться до курортной зоны КМВ и в целом Чёрного моря и Кавказа. Реализация проектов строительства железных дорог благоприятно повлияла бы на экономику Астраханской области, Калмыкии, Ставрополья и соседних регионов и в целом нашей страны».

    Александр Ершов напомнил Департаменту экономической конъюнктуры РЖД о том, что неплохо бы держать свои обещания. Откуда пришёл совершенно неожиданный ответ, что, мол, да, были такие планы вроде постройки к 2030 году железнодорожной ветки Волгоград – Элиста. Были да сплыли. Вернёмся к ним когда-нибудь потом, после 30-х годов нынешнего столетия, может быть, если экономическая ситуация позволит. А что касается проекта строительства железки от Астрахани до Элисты и реанимации ветки Элиста – Ставрополь, то тут дело совсем плохо. Их вы вряд ли дождётесь вообще.

    На перекладных

    Единственным беспроблемным транспортом, который отвезёт тебя куда захочешь, для жителей краевого центра остаётся лишь личный автомобиль. С остальными перевозчиками всё отнюдь не радужно.

    Грустно, конечно, но это факт – железнодорожное сообщение в краевом центре скудное до крайности. Направлений всего два – в Москву и в Адлер. Да и то не каждый день. Всё тот же состав из старых вагонов будет останавливаться у каждого столба. В любую другую точку страны, молчу уже о международном сообщении, из Ставрополя можно добраться только с пересадками. Даже по сравнению с соседями – тем же Невинномысском и тем более Краснодаром или Ростовом – наш краевой центр выглядит настоящим транспортным захолустьем. Молчу уже о таких хабах, как Москва, Новосибирск, Сочи.

    С полётами старопольцам также пока приходится не раскатывать губу. Взять хотя бы наш ставропольский аэропорт, пафосно именующийся международным. Но международного в нём кот наплакал – всего лишь рейс в Ереван, совершаемый трижды в неделю.

    Этот же негодный кот, кстати, наплакал и в плане полётов внутри страны. Всего три направления: Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону. Да и то, если в первопрестольную самолёты летают ежедневно, то в Питер – всего лишь четыре раза в неделю, а в Ростов и того меньше: по пятницам и воскресеньям. В марте этого года накрылся медным тазом авиарейс «Ставрополь – Стамбул», который был для наших жителей настоящим «окном в заграницу».

    А ведь взаимодействие с турецкой авиакомпанией открывало для жителей Ставрополя весь мир: Стамбул – крупный транспортный узел, из которого можно улететь-уехать в любую точку планеты. Такое решение принял менеджмент авиакомпании Turkish Airlines, которого, видимо, не устроили местные управленческие решения должностных лиц, отвечающих за сферу воздушного сообщения.

    Кстати, недавно на глаза мне попались материалы заседания краевого правительства в 2013 году, на котором были озвучены прямо-таки наполеоновские планы относительно будущего нашего аэропорта. Тогда заместитель гендиректора воздушных ворот Ставрополя Дмитрий Мизельский живописал, что с 2016 года с реконструированного международного аэропорта «Ставрополь» будут сняты все эксплуатационные ограничения, а в случае превращения его в узловой аэропорт это сулит большие дивиденды для бюджета края. И заверил, что если будет решён вопрос о создании региональной авиакомпании, то в Ставропольском аэропорту можно будет немедленно приступить к строительству нового пассажирского терминала.

    На этом же заседании звучали и другие, не менее заманчивые обещания, в частности, от тогдашнего министра транспорта и связи о чартерных вип-рейсах из Ставропольского аэропорта на новых восьмиместных «фоккерах» компании «Аэролимузин».

    Как видим, все эти планы оказались пустым звуком. Вроде бендеровских Нью-Васюков.

    Инвестора на аркане не затащишь

    С автобусными сообщениями дела тоже не ахти. Автобусы снуют в основном внутри края, а если речь завести о поездках за пределы Ставрополья, становится понятно, что на ставропольском транспорте далеко не уедешь. Ростов и Краснодар, Москва и пара городов Черноморского побережья, столицы республик СКФО – вот, пожалуй, и весь список возможностей. Ах да, есть рейс на Украину – в Харьков, который ездит раз в неделю, так что с международным автобусным сообщением положение тоже неважнецкое.

    И эта транспортная спячка, в которой находится краевой центр, беспокоит, похоже, только рядовых жителей, которым приходится ломать голову, на каких перекладных добраться до Воронежа или Тулы, Белгорода или Красноярска, Саратова или Ульяновска. Власти тем временем ничуть не озабочены таким положением дел – проблемы пассажиров им до лампочки. Ну ладно, пассажиры пассажирами, а инвестиционная привлекательность города как же? Ведь какой серьёзный бизнес захочет зайти на территорию, куда ни приехать, ни выехать совершенно невозможно?

    Думаю, в немалой степени из-за транспортных проблем, хотя, конечно, и не только из-за них, и краевой центр, и регион в целом уже много лет стоят в самом конце списка инвестиционно привлекательных территорий. На сегодняшний день мы находимся на позорнейшем 71-м месте среди всех регионов по объёму инвестиций в основной капитал. И ничего не предвещает нашего вхождения хотя бы в первую полусотню. Так что, как говорится, комментарии излишни.