ИАА «ПортНьюс» не является автором данной статьи, и мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

  • Источник: https://www.eastrussia.ru/

    17 октября 2018

    Опрокинуть без пыли

    Ежегодно на Дальнем Востоке повреждается при выгрузке сыпучих грузов, в первую очередь угля, несколько десятков тысяч железнодорожных вагонов, а специальное оборудование - вагоноопрокидыватели, - используют только три крупных стивидора. В отличие от проблем экологии эта тема не на слуху, хотя именно грейферные краны создают предпосылки для распространения угольной пыли. EastRussia разбиралось, что нужно сделать, чтобы перевалка угля стала менее вредной для подвижного состава.

    На Дальнем Востоке из примерно 20 стивидорных компаний, активно работающих с углем, в настоящее время только АО «Восточный Порт», АО «Дальтрансуголь» и ОАО «Торговый дом Посьет» используют вагоноопрокидыватели. Большинство стивидоров осуществляет выгрузку грейферными кранами, что ведет к массовой повреждаемости подвижного состава (в 2016 году в регионе повреждено более 89 тыс. вагонов).

    При такой разгрузке допускаются касания и удары грейфера - захватного механизма - по элементам кузова вагона. Как следствие, происходят различные деформации и обрывы деталей вагона. В стивидорных компаниях в свою очередь указывают, что львиная доля повреждений подвижного состава имеет легкий характер, которые сами стивидоры качественно устраняют.

    Железнодорожники и контролирующие органы в свою очередь настаивают, что повреждаемость вагонного парка чревата для безопасности движения поездов, а также влечет различного рода потери, связанные с простоями «больных» вагонов, участникам перевозочного процесса. К тому же на ДВЖД имелись случаи, когда после ремонта, производимого портовиками, вагон приходилось списывать.  

    Вагоноопрокидывательная техника позволяет уйти от этой проблемы. Груженый углем полувагон заходит в вагоноопрокидыватель и закрепляется на платформе с рельсами, которая наклоняется примерно на 160 градусов, ссыпая уголь в подземные бункеры. Вагон в это время безопасно удерживают привальные стенки и гидрозажимы.

    За повреждения подвижного состава предусмотрена административная ответственность. Но как отмечали в Госжелдорнадзоре, мер воздействия недостаточно из-за несовершенства нормативной базы. Еще в 2011 году ведомство пыталось запретить выгрузочные работы на одном из дальневосточных предприятий, ссылаясь на то, что ГОСТ 22235-2010 Вагоны грузовые магистральных железных дорог колеи 1520 мм запрещает грейферную выгрузку. Требование отменил Арбитражный суд Хабаровского края: судебной инстанцией было признано, что соблюдение ГОСТа возможно на добровольной основе.

    Кроме того, им допускается грейферная выгрузка на переходном этапе грузополучателя к альтернативным технологиям обработки подвижного состава. «Но какое время занимает этот переход, стандарт не определяет. Конечно, приобретение вагоноопрокидывателей – дорогостоящее предприятие (тандемный вагоноопрокидыватель от японской Marubeni Сorporation «Восточному Порту» обошелся более $7 млн – EastRussia), не всем по плечу. Но есть и другие меры, менее затратные, к примеру, организация выгрузки через повышенные эстакады», - говорит представитель РЖД.

    В последнее время к данной проблеме прибавился экологический аспект – именно при открытой разгрузке вагонов с применением грейферов происходит сильное пыление сыпучих грузов. С ростом перевалки угля ситуация с экологией в припортовых городах резко ухудшилась, и в настоящее время местные власти пытаются влиять на стивидоров в части соблюдения природоохранного законодательства. Так, врио губернатора Приморского края Олег Кожемяко заявил, что намерен поднять в правительстве России вопрос об участии региона в заключении договоров аренды морских причалов, которые занимаются открытой перевалкой угля. После введения правила регион сможет требовать от стивидоров пересмотра технологии работы терминалов.

    Некоторые компании заявили о переходе на альтернативный способ обработки подвижного состава. Это «Терминал Астафьева» и «Находкинский морской торговый порт» (НМТП). Первый планирует установить закрытый продольный склад с автоматизированной системой управления, а также реклаймеры и вагоноопрокидыватели производительностью до 4,5 тыс. т в час. У НМТП строительство новых мощностей придет на смену действующему участку выгрузки угля из вагонов. Оборудование для вагоноопрокидывателя уже приобретено, в настоящее время ведется разработка проектной документации для строительства комплекса, сообщили в компании. «Сейчас 80% в структуре нашего грузооборота занимает уголь, и мы понимаем, что в перспективе этот вид груза в любом случае продолжит играть важную роль для нас и наших коллег. При этом я твердо убежден, что его перевалкой должны заниматься порты, на деле подтверждающие ответственный подход к экологии и обладающие необходимыми специализированными технологиями», - заявил гендиректор НМТП Владимир Григорьев.

    На вагоноопрокидывательную технику делают ставку и те предприятия, которые уже ее применяют. В сентябре этого года «Восточный Порт» запустил в тестовом режиме новый тандемный вагоноопрокидыватель на дополнительной, третьей, очереди терминала. После ввода ее в полную эксплуатацию ежегодный грузооборот стивидорной компании может возрасти с 25 млн до 45 млн т угля. Выгрузочное оборудование аналогично действующему на специализированном угольном терминале ППК-3 компании. Комплекс состоит из двух тандемных вагоноопрокидывателей, способных одновременно выгружать четыре полувагона общей грузоподъемностью до 300 т угля. Цикл выгрузки вагонов длится всего 2,5 минуты.

    В планах построить третью очередь и у компании «Дальтрансуголь», результатом чего должно стать увеличение мощности перевалки до 40 млн т в год. Помимо нового причала и прочего оборудования запланирована установка тройного вагоноопрокидывателя.

    Подобная техника предусматривается в рамках строительства новых портов. В Шкотовском районе Приморья АО «Холдинговая компания «СДС-Уголь» собирается возвести терминал мощностью не менее 12 млн тонн ежегодно в северной части бухты Суходол. Он будет оснащен вагоноопрокидывателями, а также размораживающими устройствами, бурорыхлительными машинами, что важно в зимний период, когда уголь нередко приходит смерзшимся. Современное оборудование предусмотрено и в порту Вера, который строится в том же Шкотовском районе - у мыса Открытый. Первая очередь терминала (проект реализует ООО «РТ-Глобальные ресурсы») планируется к запуску в 2019 году. В последующем комплекс будет ежегодно перегружать 20 млн т угля.