ИАА «ПортНьюс» не является автором данной статьи, и мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

  • Источник: https://rus.lsm.lv

    20 июля 2018

    Латвия, не критикуя АЭС в Островце, может получить больше транзита от Белоруссии

    Часть тех грузов из Китая, которые вскоре будет получать и отправлять на Запад Белоруссия, может привлечь в свои порты Латвия — если сумеет предложить достаточно выгодные условия и сохранит свое сдержанно-нейтральное отношение к строительству Островецкой АЭС, заявил в эфире Латвийского радио 4 минский политолог Алексей Дзермант, комментируя встречу премьер-министра Латвии Мариса Кучинскиса и главы белорусского МИД Владимира Макея.

    «Отношения Республики Беларусь и Латвии на данном этапе можно оценивать как относительно ровные и стабильные. Настолько нейтральна эта оценка потому, что нужно смотреть на контекст отношений Белоруссии с другими странами региона, прежде всего Литвой и Польшей. На этом фоне белорусско-латвийские отношения выглядят, конечно, гораздо лучше! Тут меньше политических и экономических камней преткновения, идет конструктивный диалог, и мы видим, что позиция латвийской стороны в отношении Белоруссии, в отношении политического устройства, особенностей белорусской политической системы — она гораздо более спокойная и сдержанная.

    Собственно говоря, вот это и является фактором более интенсивного и более перспективного экономического сотрудничества, чем, например, у Белоруссии с Литвой.    

    Последний фактор, который очень влияет на наши с Литвой отношения в сторону ухудшения — это строительство нашей атомной электростанции. Для Белоруссии это — прежде всего экономический проект, вызванный внутренними потребностями в дополнительных источниках энергии, в диверсификации энергетического рынка. А

    в глазах Литвы это — политический и даже геополитический проект. Пока что не исключена возможность поставок в Латвию после ввода белорусской АЭС в эксплуатацию — чему категорически противится Литва».

    Белоруссия является 18-м по величине внешнеторговым партнером Латвии по экспорту и 16-м — по импорту, отмечает Латвийское радио 4. Георгий Воевода, руководитель представительства Латвийского агентства инвестиций и развития в Республике Беларусь, считает, что есть потенциал для наращивания товарооборота между двумя странами:

    «Здесь есть еще к чему стремиться, несмотря на то, что у нас в последние годы идет рост общего товарооборота. Например, в 2017 году по сравнению с 2016-м прирост внешнеторгового оборота составил 27%. А

        если мы посмотрим результаты первого квартала 2018 года и сравним с первым кварталом 2017-го — то здесь у нас прирост уже составил 30%. Цифры говорят о том, что наметилась тенденция к росту товарооборота и, соответственно, к улучшению наших позиций.

    Активизировались партнерские отношения между нашими странами, активизировался бизнес, и идет активная торговля. Думаю, надо продолжать все начатые процессы. Вот, например, думаю, сейчас, во время визита главы МИД Республики Беларусь будет подтвержден план действий на среднесрочную перспективу между Латвией и Белоруссией».  

    По оценке политолога Алексея Дзерманта, Белоруссия повышает свою значимость в регионе как транзитного хаба, что открывает новые возможности и для Латвии.  

    «Белоруссия активно включилась в сотрудничество с Китаем, и под Обнинском строится огромный индустриальный парк «Великий камень». Через несколько лет он выйдет на очень большую экспортную мощность — естественно, транзит понадобится в страны Европы.

    Кроме того, под Оршей строится огромный логистический хаб, и Белоруссия станет своего рода распределителем китайского транзита на Северную и Западную Европу. И конечно, конкуренция за этот транзит между Литвой и Латвией возникнет. И думаю, у Латвии здесь большие шансы, особенно если говорить про Оршу и от логистический центр, который окажется явно ближе к границам Латвии.

        Вопрос, конечно, здесь в способности латвийской стороны предложить достаточно привлекательные условия для этого транзита, организовать портовые мощности под этот транзит – в том же Вентспилсе, — и политический фактор. Пока что Латвии удавалось сдерживать какую-то негативную политическую риторику в адрес Минска.

    Если так и продолжится – я думаю, что у Латвии будет больше шансов. Потому что Литва пока делает все, чтобы, условно, Минск политическими претензиями отвратить от дальнейшего сотрудничества. Хотя пока оно, сотрудничество, у литовцев больше, чем у Латвии», — резюмировал Дзермант.   

    У премьер-министра Латвии Мариса Кучинскиса в четверг 19 июля состоялась встреча с министром иностранных дел Республики Беларусь Владимиром Макеем, отмечается в коммюнике на сайте Кабмина.   Политики обсудили сотрудничество обеих стран, особенно в сфере экономики и безопасности. Премьер-министр сообщил гостю, что на этой неделе Кабмин утвердил межправительственный план мероприятий по сотрудничеству обоих государств на среднесрочный период, в котором обозначены основные направления работы. Одно из главных – логистика и транзит.

    В Латвии имеется потенциал для того, чтобы не только наращивать объем грузоперевалки, но и предлагать различные услуги с добавленной стоимостью. Например, проводя обработку и комплектацию грузов в Латвии, Белоруссия получит новые возможности повысить конкурентоспособность своих товаров на рынке ЕС и снизить издержки, сэкономив на таможенных платежах, отметил глава правительства.  

        «Я хочу подчеркнуть, что порты Латвии открыты для предпринимателей Белоруссии»,

    — сказал Кучинскис, упомянув также о проекте электрификации латвийских железных дорог в направлении восток-запад.