ИАА «ПортНьюс» не является автором данной статьи, и мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

  • Источник: http://47news.ru/

    22 июня 2018

    Мы в порт заехали заехали на час, таможне повезло

    Порожний челнок с фантомным российским углём выходил на часок из порта Высоцк в воды стран Евросоюза и включал заднюю. Таможня говорит, что фокус не удался, в июне насчитав под 100 миллионов недополученных рублей. Непросто будет зятю казахстанского президента Назарбаева.

    Угольный терминал в порту Высоцк Ленинградской области второй раз за полтора месяца заставил говорить о себе контролирующие органы. Перед майскими праздниками глава ФАС Игорь Артемьев дал добро на покупку 50% угольного ООО «Порт Высоцкий» самому богатому бизнесмену Казахстана, а по совместительству зятю президента страны  Тимуру Кулибаеву. А эксперты логично заключили, что приход предпринимателя из списка Forbes улучшит ситуацию с отправкой казахского угля за рубеж.

    Когда 47news готовил материал о той сделке, мы, естественно, интересовались логистической цепочкой доставки сырья. Нам же говорили, что казахский уголь может быть интересен и Финляндии, и Швейцарии, и Кипру.  Ответы из разряда «Ландан из зэ кээпитал оф Грейт Бритн», конечно, раздражали. Но, как оказалось, напрасно.  В какое точно зарубежье идёт уголь из Высоцка, так сразу и не скажешь. Просто после перевалки на причалах самого терминала следует еще одна перевалка — на рейде в трёх десятках километрах от порта

    Как стало известно 47news, пока антимонопольное ведомство решало - отдавать или не отдавать половину ООО «Порт Высоцкий» зятю Нурсултана Назарбаева, свои таможенный проверки угольного стивидора проводило Северо-Западное таможенное управление (СЗТУ). А в результате на днях ООО «Порт Высоцкий» и морской агент ООО «Рикс шиппинг Восток» солидарно привлечены к ответственности по уплате таможенных платежей на сумму 94 миллиона рублей. Таможня обратила внимание на организацию перемещения судна «Transund», агентом которого и выступает «Рикс шиппинг Восток».

    ООО «Порт Высоцкий» осуществляет перевалку угля на четырёх причалах, глубина у которых составляет 12,7 метра. В мае 2013 года постановлением правительства РФ границы морского порта Высоцк были изменены. В границы акватории морского порта включена якорная стоянка 18Е. Она расположена недалеко от острова Западный Берёзовый. На стоянке стал работать рейдовый перегрузочный комплекс.

    В самой рейдовой перевалке навалочных грузов, к которым относится уголь, нет ничего удивительного. В море глубины больше, чем у причалов терминала, а значит, на рейде можно обслужить судно большего дедвейта. Главное - соблюдать технику безопасности и не допустить попадания груза в воду. Доставляют уголь от причалов на рейдовый комплекс судна-челноки.

    Универсальный сухогруз «Transund» построен в 2002 году. Судно приписано к порту Валлетта и работает под флагом Мальты. Регистровая вместимость — 13 340 тонн. Собственником и владельцем является зарегистрированная на Кипре компания VP Shipping Limited. Судовой менеджмент «Transund» обеспечивает выборгское ООО «Рикс шиппинг Восток», являющееся подразделением латвийской «Rix Shipmanagement».

    Как стало известно 47news, в результате таможенных проверок, которые начались еще осенью 2017 года, выяснилось, что таким судном-челноком в Высоцке как раз и работает «Transund». Сухогруз подходил к причалам ООО «Порт Высоцкий» в паре с большим иностранным судном типа «панамакс» (габариты такого судна позволяют пройти шлюзы Панамского канала - прим. 47news). «Transund» загружался углём полностью, а сосед-»панамакс» брал столько, сколько позволяли глубины у причалов, то есть грузился частично. У этих же самых причалов суда проходили госконтроль на убытие из России — пограничный и, естественно, таможенный. После уплаты таможенных пошлин уголь помещался под таможенную процедуру экспорта. А у судов появлялось полное право идти под разгрузку в иностранный порт.

    Однако путь за рубеж не был спор. Суда останавливались на рейдовом перевалочном комплексе на якорной стоянке Е18. Здесь, на большой воде, «Transund» добивал объем не до конца загруженного «панамакса». После этого большое судно уходило в иностранный порт. Согласно документам, туда же должен был двигаться и «Transund», хотя логика в этом движении отсутствовала. Зачем идти к иностранцам опустошённым. Но формально правило соблюдалось: порожний «Transund» покидал российские территориальные воды, а затем на некоторое время входил в иностранные. Как рассказал 47news источник в таможне, было зафиксировано 27 постановочных выходов челнока с углём, а по сути без угля, в порты Финляндии и Германии. Иногда хождение по иностранным водам продолжалось буквально полчаса.

    Это чем-то напоминает «обкатку» финской визы петербуржцами: сел на маршрутку, прошел границу на «Торфяновке» и «Ваалимаа», съел хот-дог в торговом центре «Раяхови» - и обратно в Петербург. Вроде и в Финляндию всего на пять минут заехал, а широкую дорогу в страны ЕС открыл.

    Но казус заключается в том, что «Transund» - судно иностранное, работает под флагом Мальты. Однако по факту выполняло не международную перевозку, а внутреннюю - по территории таможенного союза (ТС). То есть в одной точке ТС, на причалах порта Высоцк, уголь становился экспортным, и, не переставая быть экспортным, переваливался в другой точке (ТС) - на стоянке Е18. Разрешения же на осуществление внутренних перевозок у иностранного судна «Transund» не было.

    «Отправили на экспорт, а для челнока получился лжеэкспорт. Еще и штраф за неправильное возмещение НДС может быть. Надо было  декларациями основное судно закрывать. Такие вещи надо делать линейно, а не пытаться кого-то обмануть. В XXI веке такое на сырьевом рынке - это смешно», - рассказал, что думает о подобной схеме, один из представителей стивидорной отрасли.

    Но, как рассказали 47news в таможенном управлении, штрафов за неправильное возмещение НДС не будет, зато рассматривается вопрос о возбуждении уголовного дела по статье 194 УК - «Уклонение от уплаты таможенных платежей», а также дела об административном правонарушении. А сумма в 94 миллиона рублей была рассчитана по всем 27 случаям имитаций. Сумма по уплате платежей выставлена ООО «Порт Высоцкий» и ООО «Рикс шиппинг восток» одинаковая, как лицам несущим солидарную ответственность.

    Согласно данным «СПАРК Интерфакс», ООО «Рикс Шиппинг Восток» зарегистрировано в Выборге. Совладельцами компании являются два физических лица — Александра Петрова (49%) и Максим Баишев (26%), а также одно юридическое — ООО «Реалтор Билдинг СПБ» (25%). Головной компанией ООО «Реалтор Билдинг СПБ» указана зарегистрированная на Британских Виргинских островах «Эвимор Эссет Лимитед». На сайте латвийской логистической компании «Rix Shipping» контакты выборгского ООО «Рикс Шиппинг Восток» представлены как контакты фирмы в России.

    47news позвонил в Ригу члену правления «Rix Shipping» Андрею Науменко.

    - Российская таможня в тяжбе с портом Высоцк по вопросу перемещений «Transund», неуплата таможенных платежей  94 миллиона рублей...
    - А кто вам это сказал? - не дослушав вопрос задал свой Науменко
    - Так есть же иски.
    - Вот и обращайтесь за комментариями к таможне.
    - Но судно-то ваше, есть разрешение на внутренние перевозки?
    - Судно не наше, у судна есть судовладелец, - намекнул на кипрский VP Shipping Limited собеседник
    - Но агентом выступаете вы.
    - Мне вам нечего сказать, - сбросили звонок в Латвии

    47news считает, что после подобного судноотречения «Rix Shipping» стоит убрать «Transund» с главной страницы своего сайта.