ИАА «ПортНьюс» не является автором данной статьи, и мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

  • Источник: http://nsk.sibnovosti.ru/

    22 июня 2018

    Корабль с бутылкой

    Депутаты фракции КПРФ внесли в Госдуму законопроект, ужесточающий ответственность за управление судном в пьяном виде. Нетрезвых капитанов планируют лишать прав на два года и штрафовать до 5 тыс. рублей. По данным МЧС России, с января 2013 по ноябрь 2017 года на водных объектах страны произошло 54 аварий с маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, управление которыми осуществлялось лицами, находящимися в состоянии опьянения. В результате аварий погибло 52 человека.

    Последним резонансным инцидентом стала трагедия, произошедшая в середине июня текущего года на Волге. Перегруженный людьми катамаран врезался в баржу, погибли 11 человек. Предположительно, они находились в состоянии алкогольного опьянения. В крови капитана, бывшего главы Калачевского района Волгоградской области, медики обнаружили 2,17 промилле, что соответствует средней степени алкогольного опьянения - с 2,5 начинается его сильная степень. Возбуждено уголовное дело.

    Sibnovosti.ru выяснили, как обстоит дело с безопасностью судовождения в сибирских регионах.

    Новосибирск

    Несмотря на то, что на Оби в районе Новосибирска в период навигации осуществляются грузовые и пассажирские перевозки, а акваторию Новосибирского водохранилища (Обское море) активно бороздят многочисленные яхты и катамараны, серьезных инцидентов с речными судами в последние годы в регионе не было. Последний раз происшествие с крупным теплоходом было зафиксировано осенью 2014 года. Судно «СТ-744», зарегистрированное в Красноярском крае, село на мель в районе Северного обхода. В результате был полностью перекрыт судовой ход, и на реке образовалась «пробка» из грузовых барж. Теплоход перевозил бетонные блоки и как выяснили специалисты транспортной полиции, был перегружен. Осадка сухогруза на полметра превышала допустимую.

    В основном происшествия на воде в регионе связаны с маломерными судами. Новосибирская область – третий регион по количеству маломерных судов в Сибири, его опережают лишь Иркутская область и Красноярский край. На учете в Государственной инспекции по маломерных судам (ГИМС) находятся около 27 тыс. лодок и катеров.   Сразу два инцидента произошло в одни из июньских выходных дней – в одном случае спасатели пришли на помощь двум пассажирам моторной лодки, у которой заглох двигатель, и течением судно могло затянуть под баржу. В тот же день на Оби перевернулась лодка с тремя отдыхающими. Забраться обратно люди сами не смогли, из воды их достали пляжники на гидроциклах, которые заметили аварию с берега. Похожий случай, но с трагическим исходом произошел в середине мая текущего года на озере Чаны. Перевернулась лодка с двумя рыбаками, один из них не смог добраться до берега. В 2016 году катер под управлением пьяного мужчины на полном ходу врезался в бетонный пирс в районе Бердского залива. Судоводитель погиб, двум его пассажирам повезло – они вылетели в воду и остались живы.

    Красноярск


    В Красноярском крае в последние годы, к счастью, также обходилось без громких происшествий с пострадавшими на воде. Возможно, такая ситуация сложилась в том числе и потому, что судоходство в регионе находится, по сравнению с советским прошлым, в явном упадке. А сезон, когда полноценная эксплуатация водных судов в принципе возможна, на значительной площади края ограничен всего 2-3 месяцами.

    Весной 2012 года разъездной теплоход «Медник», принадлежащий ООО ПО «Талнахэнерго», во время ледохода затонул в реке Норильская. В сентябре 2012 года на 170 км от Красноярской ГЭС вниз по течению Енисея частично затонула баржа с лесом – ее борт из-за тумана был пробит буксировавшим ее же теплоходом «РТ-758». В октябре 2012 года в районе деревни Бакланиха на Енисее теплоход СТ-301 был зажат льдами, но его благополучно вытащили на берег. В ноябре 2012 года в Енисейском районе затонула пустая баржа. К ней был пришвартован теплоход «Северсталь», который также затопило в кормовой части. Никто не пострадал. В июле 2015 года в черте Красноярска, около красноярского моста «777», затонул теплоход «Путейский-41», принадлежащий ФБУ «Администрация «Енисейречтранс». У судна при подходе к плавучему крану отказал двигатель, в результате оно перевернулось и затонуло. Капитан и моторист, находившиеся на борту во время ЧП, выбрались на берег и не пострадали. Наконец, в конце мая уже этого года на 93 км реки Ангара в районе ухвостья острова «Зелененький» затонул теплоход КС-1342, принадлежащий ЗАО «Новоенисейский ЛХК». Экипаж был спасен проходящим судном.

    Если с крупным водным транспортом серьезных происшествий в Красноярском крае не было давно, то с мелкими лодками трагические случаи происходят регулярно. Как правило, гибнут рыбаки – зачастую на фоне обильных возлияний. К примеру, в сентябре прошлого года 27-летний житель Эвенкии решил покатать трех друзей на моторной лодке, затем на полном ходу передал одному из них управление и встал в полный рост. От этого лодка накренилась, через борт пошла вода, судно затонуло. Двое человек в результате погибли, двое, в том числе и хозяин лодки, спаслись. Все четверо, по данным следствия, перед злополучной поездкой употребляли спиртное.

    Омск

    За последние годы в Омской области произошло несколько аварий с водным транспортом, самая крупная из которых – крушение теплохода «Полесье». Она случилась в августе 2013 года и унесла жизни шестерых человек. 11 человек были тяжело ранены. Всего на судне находилось 52 пассажира.

    Теплоход «Полесье-8» столкнулся с баржей, двигавшейся навстречу. Капитан судна Юрий Ратько согласовал маневр, однако он был выполнен с нарушениями: вместо того, чтобы сбросить скорость, теплоход ее набрал. Сам Ратько в этот момент разговаривал с членами экипажа. Позже выяснится – капитан вышел в рейс пьяным.

    Вообще эта трагедия стала испытанием не только для родственников погибших омичей и выживших пассажиров, но и для всей системы речного транспорта. Кстати, в момент крушения бывший в то время мэром Омска Вячеслав Двораковский находился в отпуске за границей. Но прерывать его из-за ЧП не стал, решив координировать работы по спасению через интернет, по Skype. Журналистам одного из крупных федеральных изданий удалось даже заснять отдых градоначальника, тем самым сделав Двораковского объектом для печальных шуток.

    «Полесье» потопило не только карьеру капитана Ратько. Надзорные органы быстро начали проверку всего речного транспорта в регионе. Прокуратура позже найдет и других виновных за гибель людей на Иртыше. К катастрофе привели не только халатные действия капитана и судовладельца – «Омского речного порта», но и контролирующих органов, выдавших рабочую лицензию теплоходу «задним числом».

    Под суд вместе с Ратько пошел экс-начальник пассажирских перевозок омского речного порта Андрей Шмитбергер. По версии следствия, именно он разрешил пьяному капитану выйти в рейс. ОАО «Омский речной порт» потеряло лицензию на перевозку пассажиров, но через несколько месяцев после трагедии порт через суд доился ее возвращения. Но поста все-таки лишился гендиректор порта – Василий Данилов.

    По данным регионального ГУ МЧС России, с 1 мая - начала навигации для маломерных судов уже к ответственности привлекли 42 нарушителя. Самым часто встречающимся нарушением является отсутствие спасательных жилетов на суднах. Впрочем, с каждым годом в регионе инспектора Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Омской области находят все меньше нарушителей. В 2015 году их было 370, в 2016-м – 270, в 2017 году уже 244.