ИАА «ПортНьюс» не является автором данной статьи, и мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

  • 22 ноября 2017

    Швартовка к мундиалю

    Город подводит итоги навигации-2017 на петербургских реках и каналах, а владельцев и шкиперов малых прогулочных судов уже волнует будущий сезон, когда к потоку туристов со всего света прибавятся еще и толпы футбольных болельщиков, которые прибудут в Петербург, чтобы увидеть игры чемпионата мира, а заодно и красоты северной столицы России в период белых ночей.

    Точные результаты завершившейся в середине ноября внутренней городской навигации еще неизвестны, но предварительные говорят о фактическом отсутствии роста числа перевезенных пассажиров. «Общее количество пассажиров в целом по городу наверняка осталось примерно на уровне прошлого года, - оценивает ситуацию руководитель Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга Евгений Зубарев. - А вот их качественный состав в последнее время существенно изменился».

    По мнению эксперта, при наличии явного роста потока туристов в город увеличить свои показатели маломерному флоту помешал целый ряд причин. Среди них он называет по крайней мере три. Первая - позднее начало навигации маломерных судов, которая в 2017-м стартовала примерно на две недели позже, чем обычно. Весна была затяжной и не позволила начать прогулки по рекам и каналам раньше. «Не успели мы стартовать, как погода преподнесла новый сюрприз: в мае и июне в Петербурге было непривычно холодно, и, как следствие, поток желающих увидеть город с воды оказался куда меньше, чем хотелось бы», - называет вторую причину Евгений Зубарев.

    Однако не только природные факторы подпортили результаты сезона. По словам членов Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга (а они перевозят около 75% всех клиентов), в определенной степени повлияла и правовая неразбериха, возникшая в начале навигации. Долгое время было не до конца понятно, закроют ли «воду» (и как конкретно это сделают) в северной столице в связи с проведением Кубка конфедераций по футболу. «Ситуация была очень нервная и привела к тому, что часть перевозчиков не смогли нормально работать, поскольку заключать договоры, не понимая конкретных условий деятельности, оказалось невозможно», - пояснил Зубарев.

    В результате, по предварительным данным, пассажиропоток по компаниям, входящим в ассоциацию, составил около 1,57 млн человек - примерно на 8% меньше, чем в 2016-м, когда по рекам и каналам Петербурга было перевезено 1,7 млн пассажиров. Вместе с тем руководитель ассоциации уверен, что в целом перевозчики (а всего их в городе несколько десятков) оказали услуги примерно тому же числу туристов, что и в прошлом сезоне. А значит, общее число увидевших Петербург с воды в навигацию 2017 года вполне может превышать 2 млн человек. Практически неизменным оказалось и количество задействованных в малой речной навигации судов (свыше 190), и число предлагаемых гостям города маршрутов - их без малого 80.

    Есть в навигации этого года и особенности. По оценкам разных экспертов, постепенно меняется структура пассажиропотока на реках и каналах. Европейцев и американцев, к примеру, становится меньше, а вот наших соотечественников и китайцев - больше. Причем количество последних растет быстрее, в связи с чем одна из компаний-перевозчиков даже организовала ранние экскурсии, начинающиеся в семь утра. Более того: к этому рынку все чаще приглядываются и фирмы, находящиеся под контролем самих китайцев. По аналогии с наземным туристическим бизнесом, в котором граждане Поднебесной чувствуют себя в Петербурге как дома.

    Постепенно сказывается и желание городских властей больше контролировать находящиеся в северной столице причалы. По данным комитета по транспорту, в эту навигацию количество швартовок к 16 имеющимся в распоряжении города причалам увеличилось (по сравнению с данными 2016-го) более чем на 30%. План перевыполнен также по объему полученных за них денежных средств. «Это доказывает, что желание развивать сеть равнодоступных причалов, которая будет стандартизована и даст гарантии комфорта и безопасности как участникам рынка речного экскурсионного туризма, так и пассажирам, правильное», - считает руководитель комитета по развитию туризма Андрей Мушкарев. И уже в 2018-м в ведении Агентства внешнего транспорта, которое отвечает за смольнинские причалы, их может оказаться гораздо больше.

    Впрочем, пока одним из главных вопросов, волнующих питерских речников, остается их работа во время чемпионата мира по футболу 2018 года. Ведь в отличие от Кубка конфедераций длиться он будет гораздо дольше, а меры безопасности примут еще более жесткие. И хотя власти уверяют, что и в период с 25 мая по 25 июля 2018 года (именно в эти сроки устанавливаются запретные для плавания маломерных судов районы) кардинальных изменений по сравнению с режимом Кубка конфедераций не ожидается, время для корректировки норм еще есть. И не исключено, что в следующем году одним из факторов, повлиявших на результаты навигации, снова станет футбол.