ИАА «ПортНьюс» не является автором данной статьи, и мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

  • Источник: http://severpost.ru/

    22 ноября 2017

    Правовой коридор

    Госдума РФ в первом чтении приняла законопроект, позволяющий использовать накладную КОТИФ (Конвенция о международных железнодорожных перевозках) для перевозки грузов со станции Кавказ (Северо-Кавказская железная дорога) до порта Кавказ. На железнодорожном и морском участках пути будет действовать единый перевозочный документ.

    Соответствующий законопроект «О заявлении Российской Федерации в связи с Конвенцией о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ)» Министерство транспорта России внесло на рассмотрение Госдумы в конце июля, и 15 ноября документ одобрен депутатами в первом чтении. Основная цель законопроекта – упростить перевозки на международных паромных маршрутах.

    Как пояснил статс-секретарь – заместитель министра транспорта Сергей Аристов, сегодня грузовые и железнодорожные перевозки внутри евро-азиатского континента осуществляются по двум нормам права, которые установили КОТИФ для стран Западной Европы и Организация сотрудничества железных дорог (ОСЖД), объединяющая 28 стран. КОТИФ использует единую для морских и железнодорожных перевозок транспортную накладную (ЦИМ). Страны ОСЖД – накладную международного образца для грузовых перевозок по суше.
    «Использование разного правового поля взаимодействия перевозчика и грузоотправителя создаёт, естественно, проблемы при передаче грузов с одной территории на другую. Необходимо заново переоформлять накладные перевозочные документы, что требует дополнительного времени и расходов. Между тем правовые системы не запрещают участия одного и того же государства одновременно и в той, и в другой организации», – сообщил Сергей Аристов.

    Поэтому Россия в июле 2009 года присоединилась к КОТИФ, приняв соответствующий федеральный закон. С этого момента накладная КОТИФ стала использоваться для перевозки грузов на припортовых участках Октябрьской (1,745 км) и Калининградской (2,84 км) железных дорог (от причалов паромных комплексов Усть-Луга и Балтийск до станций Лужская и Балтийск соответственно).

    «Это позволило увеличить объём перевозок по балтийскому направлению примерно на 10–15%. Аналогичную форму сейчас предполагается ввести на Черноморском бассейне», – уточнил представитель Минтранса.

    Стоит отметить, что ОАО «РЖД» ещё в 2006 году обратилось в транспортное ведомство с предложением найти правовые компромиссы для международных паромных маршрутов. По мнению заместителя начальника Правового департамента ОАО «РЖД» Алексея Васильева, принятие проекта важно потому, что таким образом российское законодательство имплементируется в международное транспортное законодательство. На практике это означает, что на железнодорожной станции Кавказ будет выдаваться единый перевозочный документ на входящие и исходящие грузы, который будет действовать до места назначения как внутри нашей страны, так и за её пределами.

    Как уточнили в пресс-службе Северо-Кавказской железной дороги, из порта Кавказ железнодорожно-паромные суда курсируют в порты Крыма, Болгарии (Варна), Грузии (в порт Поти, откуда практически весь груз следует транзитом в Армению), а также в Турцию (Самсун). Основную номенклатуру грузов составляют нефтепродукты, зерно, минеральные удобрения.
    «На черноморском направлении могут быть дополнительные объёмы перевозок, я думаю, не меньше, чем на Балтике – порядка 15%, тем более если упростить порядок оформления. Взаимодействие различных видов транспорта в портах всегда было проблемным звеном логистических цепочек. Введение накладной КОТИФ позволит это сделать, так как электронное оформление документов в стыковых пунктах всё равно означает задержку. Однако если есть единый проездной документ, нужно скорее использовать сквозной единый тариф, который существенно поменяет всю систему перевозок с участием нескольких видов транспорта», – считает президент Гильдии экспедиторов Семён Резер.

    Как отметил заместитель председателя комитета ОСЖД – представитель от России Виктор Жуков, организация имеет общую точку зрения с КОТИФ по гармонизации правовых норм. В частности, совместно разработана единая транспортная накладная ЦИМ/СМГС, которая применяется с 2006 года, и в настоящий момент почти 60% перевозок между Востоком и Западом осуществляется с её применением. Она не требует времени на переоформление, а также платы, но пока не распространяется на море. Сейчас ОСЖД и КОТИФ ведут переговоры о создании единого транспортного права, но это достаточно длительный процесс и не стоит ожидать решения в ближайшее время.

    Справка «Гудка»
    Конвенция о международных перевозках по железной дороге (Convention relative aux transports internationaux ferroviaires, COTIF, КОТИФ) – многостороннее международное соглашение по вопросам международной железнодорожной перевозки пассажиров и грузов. В странах Западной Европы действует накладная КОТИФ, в странах «пространства 1520» – аналогичная накладная СМГС/СМПС для грузовых и пассажирских перевозок. В ряде стран (Украина, Иран) распространены оба стандарта.